Current reading

Nov 25, 2024 08:19



Еще два эпизода из уже упоминавшейся книге об амстердамском раввине Менаше бен Исраэле, связанных с его последним проектом - переговорам с Кромвелем о разрешении евреям легально и открыто проживать в Англии (нелегально и тайно там к тому времени уже существовала небольшая община "португальских купцов" - впрочем, не особо скрывавших, какой они на самом деле веры).

Первый эпизод связан с пребыванием в Англии сына Менаше Самуила, которого отец, прежде чем ехать самому, отправил на разведку. Тот с заданием справился, а кроме того - вернулся с острова с дипломом доктора!
В принципе, евреев с университетским врачебным дипломом в тогдашней Европе было немало. Но все они были выпускниками университета в Падуе - единственного, куда принимали иудеев. Откуда же взялся этот документ.
Вот что пишет об этом Надлер.

Samuel came back bearing a title, or so it seemed. He was now presenting himself around Amsterdam-and probably to Menasseh as well-as “Dr. Samuel ben Israel Soeiro.” He had always been eager to practice medicine, but as a Jew he was not allowed to matriculate in any university faculty. England he tried to persuade the University of Oxford to award him a doctorate, perhaps relying on his father’s famous name, but the university’s regents were not moved. Somehow, though, Samuel was able to come up with a “degree.” He got his hands on an old University of Padua document and altered it to show that he was an Oxford-certified physician.

Никакого скандала, впрочем, этот документ не вызвал. Ну, или Надлер об этом ничего не пишет.

Ну а из второго эпизода сделаем традиционный мини-свояк. Будучи в Англии, Менаше выпустил брошюру, в которой отвечал на возражения тех, кто пускать евреев в страну не хотел, в том числе потому, что они, де, станут заниматься ростовщичеством. На этого Менаше привел целых четыре возражения: во-первых, в ростовщичестве, если знать меру, нет ничего плохого. Во-вторых, им занимаются не только евреи; в-третьих, далеко не все евреи. И, наконец, в-четверых - а вот этот четвертый, возможно, самый убедительный для амстердамского раввина довод, и предлагается угадать.

В качестве иллюстрации - портрет Менаше работы Рембрандта. Который так же сделал четыре гравюры для одной из его последних книг.

В мордокниге.
Previous post Next post
Up