Снова про Иисуса и Валаама
В мидраше несколько раз повторяется, что прорицатель Билам, среди прочего, умел летать, и что нейтрализовать его можно было только с помощью Имени Всевышнего.
Сказал Моше Пинхасу и воинам: Ведомо мне, что нечестивый Билам там, чтобы получить свою плату. Прежде, чем волк придет к стаду, раскиньте на него сеть. Если же увидите, что это нечестивец колдует и летит по воздуху, покажите ему начелок на котором было начертано: «Святыня Господня» (Шмот, 28:36) - он упадет, и вы его убьете.
Где мы встречали похожий сюжет? Правильно, в средневековом антихристианском трактате "История о повешенном" (Толедот Ешу) - с той разницей, что там Имя Всевышнего не сработало, и пришлось прибегать к более радикальным мерам:
И закончив говорить, Йешу распростер руки, словно крылья орла, поднялся в воздух и стал летать между небом и землей. И все видевшие это стояли как зачарованные. И увидев такое, повелели мудрецы Йегуде Искариоту сделать то же, что сделал Йешу: произнеся Шем Гамефораш (Полное имя Бога), подняться в воздух и сбросить Йешу на землю. А если не удастся ему сбросить его на землю, то пусть осквернит его мочой.
Йегуда сразу же взлетел вслед за Йешу, но не смог сбросить его на землю, потому что оба они прибегали к тайне Шем Гамефораш. Тогда Йегуда помочился на Йешу, и оба они осквернились мочой, и утратили силы, и упали на землю, потому что сбежали от них буквы Шем Гамефораш, и они забыли Шем Гамефораш и не могли больше пользоваться им.
Датировка обоих сюжетов - дело сложное. Однако похоже, в пользу гипотезы, что говоря партия Валаам, мудрецы подразумевали Ленин "Иисус и Назарета", есть еще один аргумент, которого аз, многогрешный, прежде, кажется, не встречал.
В мордокниге