Все в том же классическом мидраше находим следующее толкование знаменитой истории о Валаамовой ослице:
«И сказала ослица Биламу: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил издавна и до сего дня? Имела ли я обыкновение так поступать с тобою?» (там же). Как только произнесла это, издохла... Святой, благословен Он, позаботился о чести этого нечестивца [и убил ее], дабы не говорили: эта та, что унизила Билама.
Что мы здесь имеем? 1) Осел, сверхъестественным образом обретший дар речи 2)был убит богом/богами 3)за то, что кого-то унизил.
Известен ли нам такой сюжет? Таки да. Ибо вот что пишет Луций Цецилий Лактанций (около 250, Африка - около 325, Галлия), прозванный христианским Цицероном:
Ослы, которые перевозили Отца Либера, когда тот не мог перебраться через реку - одному из них он дал такую награду, что тот стал говорить человеческим голосом. И вот между ним и Приапом разгорелся спор по поводу величины детородного органа. Приап был побежден и в гневе убил победителя.
(Есть и гораздо более ранняя версия этой легенды, но там победителем вышел Приап, что уменьшает сходство).
И вот терзает меня смутное сомнение, что это отнюдь не просто совпадение, а самое что ни на есть тлетворное влияние.
В мордокниге.