Так сказать, из серии "что советская власть дала евреям". Ну и об изгибах раннесоветской культурной политики:
Oднажды мы пели ни много ни мало как «Реквием» Моцарта - четверо солистов, бывший придворный оркестр, хор бывшей придворной капеллы, с мальчиками вместо женских голосов, дирижер Мариинского театра Коутс. И устроил это комиссариат просвещения с Луначарским во главе.
«Реквием» имел громадный успех. По окончании его нам сказали: «Это так хорошо, что требует повторения перед 4000 пролетариев».
Тогда еще возможны были шутки с большевиками, и мы спросили: «Как же, мол, вы хотите демонстрировать пролетариату даже не буржуазную, а придворную музыку?.. Ведь Моцарт - это композитор Венского двора?»
На это нам полушутя-полусерьезно ответили, что «музыка есть музыка, пролетариат необходимо приобщать к общей культуре»…
«Реквием» мы повторили, и не один раз. Пришлось даже исполнить его в память убитого комиссара Урицкого.
(Из воспоминаний певца Мариинского театра Александра Александровича (не путать с Михаилом Александровичем, который еще и кантор) о первых послереволюционных месяцах в Петрограде).
Для тех, кто запамятовал: председателя Петроградской ЧК Урицкого звали Моисей Соломонович. Родился он в традиционной семье, где мать мечтала, чтобы сын стал раввином, но что-то пошло не так. Так что заупокойной католической службы удостоился вполне себе иудей.
Подозреваю, в истории российского еврейства это был первый случай. Да и не только российского скорее всего.
"Лишь при советской власти такое может быть!" (с)
В мордокниге.