Возвращаясь к теме двух последних постов. Как известно, большая часть наиболее резких еврейских антихристианских текстов сохранилась не в палестинских, а в вавилонских источниках. Что, в общем, совершенно логично: после того, как христианство стало сначала легальной, а затем и государственной религией, а Палестина начала довольно быстро христианизироваться, высказываться об Иисусе или его матери так, как это делали раввины, стало попросту небезопасно. Однако, как полагает уже упоминавшийся
Петер Шефер ("Jesus in the Talmud"), дело могло быть не только в этом.
При Константине и позже положение христиан в Римской империи, разумеется, резко улучшилось. А вот в соседней сасанидской Персии, наоборот, ухудшилось. Поскольку тамошние власти (возможно, небезосновательно) стали видеть в местных христианах агентов влияния и пятую колонну. Так что довольно быстро дело дошло до гонений, породивший целый сонм "мучеников персидских" (на иконе - некоторые из них).
А что же евреи? Отвечая на этот вопрос, Шефер ссылается на восточные источники, однако они не переведены, поэтому мы процитируем византийца Созомена, поскольку он пишет примерно то же самое:
Так как с течением времени (в Персии) стало весьма много (уверовавших во Христа), и они начали делать собрания, имели священников и диаконов; то это сильно обеспокоивало магов, которые, как бы какая священная каста, по преемству родов издревле управляли персидским богослужением, - обеспокоивало также и Иудеев, которые, по ненависти, были как бы природными врагами христианской веры. Они клеветали тогдашнему царю Сапору на Симеона, современного ему архиепископа Селевкии и Ктизифона, важнейших городов в Персии, - будто он благоприятствует римскому кесарю и передает ему о делах персидских. Поверив клеветам, Сапор сперва обременил Христиан неумеренными податями, поколику знал, что многие из них отличаются нелюбостяжательностию, и собрание податей поручил людям грубым, чтобы недостатком в деньгах и жестокостию сборщиков Христиане вынуждены были оставить свое богопочтение, чего он сильно домогался. Потом приказал он священников и служителей Божиих обезглавливать, церкви разрушать, имущество конфисковать, а Симеона привести к себе, как изменника персидского царства и богопочтения. В следствие сего, маги, при содействии Иудеев, усердно разрушали молитвенные дома; а Симеон, схваченный и закованный в железные кандалы, был приведен к царю и при этом случае явился мужем доблестным и твердым; ибо, когда Сапор вознамерился мучить его и приказал ввести к себе, то он и не убоялся, и не поклонился.
Какое отношение это имеет к нашей теме? Как полагает Шефер, самое непосредственное:
Тhe increasingly precarious status of the Christians in the Sasanian Empire, with the waves of persecutions breaking out under Shapur II and continuing under some of his successors, makes it highly likely that a cultural climate could develop in which the Jews felt not only free but even encouraged to express their anti-Christian sentiments-and that they couldexpect to be supported in this endeavor by the Persian government. Hence, it should not come as a surprise that we find the most graphic polemic against Jesus in the Babylonian Talmud (and not in Palestinian sources).
Иными словами, Шефер полагает, что собирание анти-христианских традиций с большой вероятностью частью той же политической линии иудейского руководства. Призванной если не уничтожить, то хотя бы максимально ослабить "соблазн", к которому раввины никаких теплых чувств не испытывали.
В мордокниге.