С рабочего стола: война за субботу

Oct 17, 2018 10:01

Забавный эпизод, на который натолкнулся, работая над тем же белорусским проектом.

Как известно, в дореволюционных гимназиях учащиеся иудейского вероисповедания могли получить освобождение от письменных работ по субботам. Об этом упоминают в своих мемуарах Шолом-Алейхем, Слиозберг (нет в сети, увы), Вишняк, возможно, и другие. Аналогичный порядок существовал и в Слуцкой гимназии, которую с 1872 года возглавлял Матвей Васильевич Фурсов (1825-1901) - педагог, историк, археолог, член-корреспондент Московского археологического общества.

Как уже было сказано, российское начальство эту практику одобряло и санкционировало. Однако неожиданно у Фурсова нашлись противники - в лице слуцких евреев-просвещенцев (маскилим) и поддержавшего их известного поэта и журналиста Йегуды-Лейба (Льва Осиповича) Гордона, убежденного просветителя и непримиримого противника традиционного еврейского истеблишмента. Который ничтоже сумляшися, заявил, что подобная практика не только вредит еврейскому юношеству, но и противоречит еврейской религии!

Ниже - письмо, отправленное им слуцкому единомышленнику:

Я говорил тебе, что говорил с Фурсовым о еврейской молодежи, и сказал ему, что по закону Израиля можно писать в субботу в соответствие с принципом «Закон страны - закон», а отрицающие это просто лжесвидетельствуют , и в будущем им предстоит ответить за это [перед Всевышним]. И словно бы ничего не было! Фурсов делает, что считает нужным, а так же согласно указаниям каких-то раввинов Палгедрина , которым не хватило смелости сказать ему, каков в данном случае истинный закон. Я же поступил прямо противоположным образом! Я отчаянно спорил с ним, убеждая его свернуть с избранного им курса, и не принуждать еврейских юношей публично нарушать субботу, ибо таким образом он задерживает избавление сынов Израиля и не позволяет им спасти свою душу.
Тем не менее, я готов выполнить просьбу жителей Слуцка, и через несколько дней напишу Фурсову, хотя почти наверняка знаю, что это не поможет, поскольку ты тоже знаешь характер этого человека.

Упоминание "Палгедрина" здесь не случайно. Палгедрин (Паредрин) палата, которая находилась на территории Храмового двора и служила для проживания в ней первосвященника во время его обособления от его дома на протяжении семи дней до Йом Кипура. Согласно Талмуду, Паргедрин по-гречески означает: «царские служащие». Изначала это помещение называлось палатой балвутей, то есть палатой «вельмож и высокочтимых» людей. «Когда же стали продавать первосвященство за деньги, то перестраивали эти покои каждые двенадцать месяцев, что схоже с царскими слугами, которых заменяют каждые двенадцать месяцев. Оттого-то и стали называть эти покои Паргедрин» (Йома, 8б). Таким образом, Гордон фактически обвинил своих оппонентов в продажности.

Судя по всему, аргументы Гордона Фурсова не убедили, и в гимназии все осталось по-прежнему.

И да, принцип "Закон страны - закон" (Дина де-Малкута Дина) таким образом, насколько мне известно, не толковал никто и никогда. По крайней мере, в рамках традиционного иудаизма.
Previous post Next post
Up