Календарное: И научите им сыновей ваших

Aug 30, 2018 09:48

К началу очередного учебного года опубликовали довольно старую статью о традиционном еврейском образовании в Польше ( Read more... )

Leave a comment

Comments 17

rav_erev August 30 2018, 07:09:43 UTC
+++ сохраниться вплоть до Второй Мировой войны

Что, правда ? Средний еврей в межвоенной Польше учился до 12 лет в хедере, где его учили читать, писать и "только еврейским предметам" - и этим его образование ограничивалось ? Не верится. По моим представлениям, все описанное выглядит как 18 век. Ну 19, причем начало и середина, но не конец.

Reply

o_aronius August 30 2018, 07:19:34 UTC
В довоенной Польше одной из крупнейших еврейских партий была Агудат Исраэль. :)

В довоенной Польше традиционные хедеры и йешивы были, разумеется, далеко не единственной формой еврейского образования. Но и они сохранялись, особенно в глуши.

Reply


(The comment has been removed)

o_aronius August 30 2018, 07:33:11 UTC
Жизнь умчится, как вода,
Смерть не даст отсрочки,
Не вернутся никогда
Вешние денечки.(с) :)

Reply


janka August 30 2018, 07:49:57 UTC
Многие пИдагоги почему то считают хедер идеальной системой обучения, которую мы потеряли. А моя свекровь, до сих пор, когда разозлится на кого то за глупость говорит "тупой как меламед".
Но кстати, ты забыл еще одно достоинство хедеров - повальная грамотность. В те времена это не само собой разумелось.

Reply

idelsong August 30 2018, 07:53:56 UTC
На мой взгляд, главное достоинство - заучивание большого количества содержательных текстов наизусть. Против зубрежки так долго боролись, что в конце концов побороли, но вместе с водой выплеснули и ребенка.

Reply

janka August 30 2018, 08:01:02 UTC
Заучевание текста наизусть ужасно, когда она занимает большею часть обучения, а это то что и было в хедерах. Да и в малых порциях, ее польза не однозначна. Для меня лично любое заучивание наизусть было адом. Стихи с рифмой еще ладно. Но на "чуден днепр при тихой погоде" я просто прогуляла школу. Не вижу чем мне это помешало во взрослой жизни.

Reply

idelsong August 30 2018, 08:11:37 UTC
Фиксируем несогласие.

Reply


Хобот Галибобот hamaskil August 30 2018, 14:35:22 UTC
Когда мой дед сказал: “За работу”, он не шутил. Это была-таки работа! Он дал мне для начала одно из наиболее заковыристых мест во всем Талмуде - диспут между Равой и Абайе по вопросу о том, кто является собственником найденной вещи (и я потом узнал, что талмудисты любят давать своим ученикам для начала именно этот отрывок).

Элу мецийос ( 2 перек бавы меции кажется ) совсем не самый заковыристый отрывок, просто автор ( кажется, Герман Вук ) мало что учил, и не видел, к примеру, трактат Ебамот. А так действительно их дают для начала. Мне же дали первый перек, шнаим охзим, будь он неладен.

Reply

шнаим охзим o_aronius August 30 2018, 19:42:46 UTC
Шнаим охазим бе-бейца.
Эхад омер: шели.
Ве-шени омер: АААААА!!!!!

Reply


itrech August 30 2018, 17:23:43 UTC
Если можно воспользоваться случаем и сппросить:
1) Что означает в данном случае פרוש?
לפנים היה בן ישיבה ואחרי אשר לקח אישה היה פרוש[2] שנים אחדות

Это просто - убежал от жены или род занятий?
(цитата из "Ослиного погребения")

2) Почему там не встретишь название "бейт-кнесет", а только "бейт-мидраш". Это не совсем то же, что сказать "молельный дом"?

Reply

itrech August 31 2018, 05:53:17 UTC
Спасибо.
Там (в книге) еще есть какое-то различие между бейт-тфила и бейт-мидраш:

כי מעיר כשולה ... לא ברכם אלוהים בבתי-מדרש ורק בית-תפילה אחד להם, ולמנגדיהם עשרים וחמישה בתי-מדרש ותפילה

["Не благословил господь их домами учения" - это о хасидах]

А название бейт-кнессет взяли от восточных или придумали позже?

Reply

o_aronius August 31 2018, 06:28:40 UTC
Бейт-Кнессет - слово достаточно древнее. Просто, насколько я знаю, было не оень в ходу

Reply


Leave a comment

Up