Что, правда ? Средний еврей в межвоенной Польше учился до 12 лет в хедере, где его учили читать, писать и "только еврейским предметам" - и этим его образование ограничивалось ? Не верится. По моим представлениям, все описанное выглядит как 18 век. Ну 19, причем начало и середина, но не конец.
В довоенной Польше одной из крупнейших еврейских партий была Агудат Исраэль. :)
В довоенной Польше традиционные хедеры и йешивы были, разумеется, далеко не единственной формой еврейского образования. Но и они сохранялись, особенно в глуши.
Многие пИдагоги почему то считают хедер идеальной системой обучения, которую мы потеряли. А моя свекровь, до сих пор, когда разозлится на кого то за глупость говорит "тупой как меламед". Но кстати, ты забыл еще одно достоинство хедеров - повальная грамотность. В те времена это не само собой разумелось.
На мой взгляд, главное достоинство - заучивание большого количества содержательных текстов наизусть. Против зубрежки так долго боролись, что в конце концов побороли, но вместе с водой выплеснули и ребенка.
Заучевание текста наизусть ужасно, когда она занимает большею часть обучения, а это то что и было в хедерах. Да и в малых порциях, ее польза не однозначна. Для меня лично любое заучивание наизусть было адом. Стихи с рифмой еще ладно. Но на "чуден днепр при тихой погоде" я просто прогуляла школу. Не вижу чем мне это помешало во взрослой жизни.
Хобот ГалибоботhamaskilAugust 30 2018, 14:35:22 UTC
Когда мой дед сказал: “За работу”, он не шутил. Это была-таки работа! Он дал мне для начала одно из наиболее заковыристых мест во всем Талмуде - диспут между Равой и Абайе по вопросу о том, кто является собственником найденной вещи (и я потом узнал, что талмудисты любят давать своим ученикам для начала именно этот отрывок).
Элу мецийос ( 2 перек бавы меции кажется ) совсем не самый заковыристый отрывок, просто автор ( кажется, Герман Вук ) мало что учил, и не видел, к примеру, трактат Ебамот. А так действительно их дают для начала. Мне же дали первый перек, шнаим охзим, будь он неладен.
Comments 17
Что, правда ? Средний еврей в межвоенной Польше учился до 12 лет в хедере, где его учили читать, писать и "только еврейским предметам" - и этим его образование ограничивалось ? Не верится. По моим представлениям, все описанное выглядит как 18 век. Ну 19, причем начало и середина, но не конец.
Reply
В довоенной Польше традиционные хедеры и йешивы были, разумеется, далеко не единственной формой еврейского образования. Но и они сохранялись, особенно в глуши.
Reply
(The comment has been removed)
Смерть не даст отсрочки,
Не вернутся никогда
Вешние денечки.(с) :)
Reply
Но кстати, ты забыл еще одно достоинство хедеров - повальная грамотность. В те времена это не само собой разумелось.
Reply
Reply
Reply
Reply
Элу мецийос ( 2 перек бавы меции кажется ) совсем не самый заковыристый отрывок, просто автор ( кажется, Герман Вук ) мало что учил, и не видел, к примеру, трактат Ебамот. А так действительно их дают для начала. Мне же дали первый перек, шнаим охзим, будь он неладен.
Reply
Эхад омер: шели.
Ве-шени омер: АААААА!!!!!
Reply
1) Что означает в данном случае פרוש?
לפנים היה בן ישיבה ואחרי אשר לקח אישה היה פרוש[2] שנים אחדות
Это просто - убежал от жены или род занятий?
(цитата из "Ослиного погребения")
2) Почему там не встретишь название "бейт-кнесет", а только "бейт-мидраш". Это не совсем то же, что сказать "молельный дом"?
Reply
2. В ашкеназских общинах синагоги называли либо шуль ("школа"), либо "дом учения".
Reply
Там (в книге) еще есть какое-то различие между бейт-тфила и бейт-мидраш:
כי מעיר כשולה ... לא ברכם אלוהים בבתי-מדרש ורק בית-תפילה אחד להם, ולמנגדיהם עשרים וחמישה בתי-מדרש ותפילה
["Не благословил господь их домами учения" - это о хасидах]
А название бейт-кнессет взяли от восточных или придумали позже?
Reply
Reply
Leave a comment