С наступающим, или 23 - 25.12.14 - 1: Север на Казанском + итоги исследования "Троицы" Рублева

Dec 31, 2014 21:21






Вливаясь в общий поток поздравлений и наилучших пожеланий в связи со стремительно приближающимся мирским Новым 2015-м годом (церковное, сиречь, по-нашему, истинное Новолетие, напомню, бывает 1(14 н.ст.) сентября,см. http://o-apankratov.livejournal.com/2014/09/14/ ), начинаю делиться результатами крайне насыщенного культурно трёхдневного пребывания в столице, во дни, указанные в заглавии (под ним - ёлка из шаров в ТЦ "Атриум" у Курского вокзала и приятная старая открытка:) последняя отсюда: https://vk.com/club12011186 ). Главным событием 23-го числа стал, конечно, анонсированный предыдущим пОстом визит в Третьяковку, на Круглый стол по итогам 10-летнего (!) технико - технологического изучения, пожалуй, наиболее известной в мире (!) русской иконы - "Св. Троицы" преп. Андрея Рублева (офиц. инф.: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/presentation/presentation5139/ ). Мероприятие длилось более 3-х часов (!), записал всё от начала до конца:) Можете начинать слушать:



В начале там достаточно пространные общие слова, внимать коим предлагаю глядя на картинки с очень приятной выставки о Русском Севере, развёрнутой ... на Казанском вокзале,в т.н. Царской башне (справа внизу - памятник строителям российских ж.д.):




Что это и кто:




Детальнее об авторах и организаторах:




Зал внутри:




Шатёр:




Скульптурные иноки (Пересвет и Ослябя, если не ошибаюсь):




Присутствуют призывы помочь храмоздательству, проекты небезынтересные (первый вполне в главную тему сего пОста:)):










Пещера-часовня на Крите:




А вот и северные этюды:










Иллюстрации к сербским сказкам:







Вроде бы Великий Устюг:




Бабушка в окошке:




Знакомое лицо, МихАил,он же Гавриил с московской Преображенки, убеждённый филипповец из обращённых, недавно скончавшийся где-то под Каргополем:




В центре этой галереи ...




... находится, пожалуй, одна из наиболее известных работ автора, "Староверы":




Очень верно "схваченные" современные типажи:)

Ещё этюды:
















Здесь же аутентичные прялки:







И фотовыставка о нынешнем возрождении северных деревянных церквей:




Непокрытая особа слева и есть Татьяна Юшманова (видать,не учит владыка, что справа, покрываться-то:)):




Печальная статистика:




Кресты и храмы среди природных красот:



















Их возобновители иногда даже находят настоящие клады:







Но самое большое сокровище это, конечно, будущее сих древних святых земель:




Дай-то Бог ...

Далее о главном, соответствующая книга, презентованная на Круглом столе:




Лекторий ГТГ, где всё происходило:




Публика (батюшка слева вверху на втором плане, сказывали, из ТСЛ):




Cоавтор издания Левон Вазгенович Нерсесян:




Следующий выступавший (кто, объявляют на аудиозаписи, аз же,каюсь,запамятовал:)):




"Троица" под сплошной записью XIX в., после снятия оклада, перед реставрацией 1904 г.:




После "возобновления" 1904-го, произведённого небезызвестным иконописцем и реставратором Василием Павловичем Гурьяновым (на трибуне - основной докладчик, Дмитрий Николаевич Суховерков):




1918-й, образ потемнел под олифой и вновь раскрывался:




В настоящее время:




Исследовательские снимки 1960-х:










Современные фото в инфракрасных и пр. лучах делаются цифровыми и цветными:




Рентгеновские:







Белые чёрточки это царапины на обороте доски:)

Нижнее поле и остатки крепления пятиугольных "дрОбниц" с годуновского оклада кон. XVI в.:




Сами те дробницы,числом две:




Справа внизу:




То же, рентген (просвечивают шпонки и пр. с оборота):




Чаша на престоле, нынешний вид:




Крупно, верх главы тельца с остатками длинных ушей (красная точка это лазерная указка):




Макроувеличение:




Следы гвоздей древнего оклада по периметру соответствуют первоначальной, а не теперешней форме сосуда:




Реконструкция исконно - рублевского:




В подтверждение - один из списков кон. XVI в., см. форму чаши:




Палаты, как выяснилось, изначально были шире в левую сторону:







Правый ангел и гора над ним, в процессе раскрытия в 1904 г.:




Совр. увелич. фото той горы с остатками изображения пещеры:




Границы пещеры показаны красными стрелками:




Ствол и ветви древа, увеличение:




Оно же, целиком:




Красная точка указки отмечает первоначальные размеры кроны, куда более раскидистой ...

Глава левого ангела:




Поближе:




Лик:




Око и стершиеся пробелА:




Лик центрального ангела, в инфракрасных:




Его правое око:




Макрофото того же лика, видны кракелюры (трещины),т.е. свидетельства древности и подлинности живописи:




Трещина по стыку досок:




Ещё око:




Увеличение позволяет разглядеть следы творческого процесса - автор сперва желал сделать глаз иным по форме и местоположению:




Уста и губы:




То же в инфракрасном:




Алая кИноварь на губах:




Уста и пр. другого ангела:




Инфракрасный:




Пигмент при большом увеличении, видны отдельные зёрна:







Макропробел:




Власы:




Отверстия от гвоздей грозненского оклада фиксируют изначальный абрис главы:




Фотошоп, сохранившийся венец от оклада Иоанна IV наложен на снимок иконы, для определения истинной формы главы центрального ангела:




Едва заметные следы от "слухов" или "тОроков" - ленточек от ушей ангелов:




Кудри в инфракрасном, белые блики - недочищенная реставраторами олифа:




Красное - остаток перекрестья на нимбе центр. ангела, доказательство того,что под ним определённо подразумевался Христос:




Руки и трещина:




Благословляющая двуперстно десница:




Другая ангельская рука, предполагается, что изначально - с отогнутым мизинцем (не т.н. "именословие":)):




Она же, фрагмент:




Грубые тёмные обводки ног - остатки записей разного времени:







Рентген десницы центрального ангела (Спаса) выявил серьёзное изменение местоположения руки в ходе написания образа:




Далее:







Край синих одежд в инфракрасном, заметные как высветления остатки прежних олиф и записей говорят о сохранности первоначального слоя:




Ещё крупнее:







Выявленный рентгеном авторский подготовительный рисунок, нанесённый,скорее всего,углём:







Знаменитая "небесная" лазурь одежд центрального ангела при большом увеличении:




А это пигменты одежд ангела что слева:




Фрагменты и детали риз Сына:




Граница синего и красного в увеличении:




Зелёный пигмент одежды правого ангела (Св. Духа):




Теперь обсуждавшие, без тени иронии, светила современного отечественного искусствознания (пробейте имена по гуглю и убедитесь:)).
Алексей Михайлович Лидов:




Анна Игоревна Яковлева (был у неё на практике от худож. училища в Благовещенском соборе Моск. Кремля, летом года кажется 88-го:)):




Лев Исаакович Лифшиц:




Реставратор из "Центра Грабаря" Татьяна Максимовна Мосунова (справа; слева - зав. отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Николаевна Шередега):




Реставратор Виктор Вячеславович Баранов из ГосНИИРа (кстати, из рода тех самых Барановых из Мстёры, достаточно известных ещё до революции изографов и "поновителей"):




Техник-химик оттуда же (как звать,к стыду своему,забыл:)):




Искусствовед Эвелина Константиновна Гусева:




Некая православная дама (не представили; никто не узнал?:)):




Вот такой мой Вам довольно-таки пространный новогодний подарок:)
В ближайшие дни планируется продолжение рассказа о тех же сверхнасыщенных днях в столице и,конечно, сводная запись по итогам 2014-го: есть о чём вспомнить из происшедшего, от коего зависят дела и года грядущего и, возможно, не его одного.

Просто интересно, Церковное искусство, Добрые дела, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Остроактуальное, Москва, История Церкви, История старообрядчества, Староверы и внешние, Господствующее исповедание, Наука, Историческая Новгородчина, Обзоры Сети, Зодчество, Анонс, Итоговое

Previous post Next post
Up