Вливаясь в общий поток поздравлений и наилучших пожеланий в связи со стремительно приближающимся мирским Новым 2015-м годом (церковное, сиречь, по-нашему, истинное Новолетие, напомню, бывает 1(14 н.ст.) сентября,см.
http://o-apankratov.livejournal.com/2014/09/14/ ), начинаю делиться результатами крайне насыщенного культурно трёхдневного пребывания в столице, во дни, указанные в заглавии (под ним - ёлка из шаров в ТЦ "Атриум" у Курского вокзала и приятная старая открытка:) последняя отсюда:
https://vk.com/club12011186 ). Главным событием 23-го числа стал, конечно, анонсированный предыдущим пОстом визит в Третьяковку, на Круглый стол по итогам 10-летнего (!) технико - технологического изучения, пожалуй, наиболее известной в мире (!) русской иконы - "Св. Троицы" преп. Андрея Рублева (офиц. инф.:
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/presentation/presentation5139/ ). Мероприятие длилось более 3-х часов (!), записал всё от начала до конца:) Можете начинать слушать:
В начале там достаточно пространные общие слова, внимать коим предлагаю глядя на картинки с очень приятной выставки о Русском Севере, развёрнутой ... на Казанском вокзале,в т.н. Царской башне (справа внизу - памятник строителям российских ж.д.):
Что это и кто:
Детальнее об авторах и организаторах:
Зал внутри:
Шатёр:
Скульптурные иноки (Пересвет и Ослябя, если не ошибаюсь):
Присутствуют призывы помочь храмоздательству, проекты небезынтересные (первый вполне в главную тему сего пОста:)):
Пещера-часовня на Крите:
А вот и северные этюды:
Иллюстрации к сербским сказкам:
Вроде бы Великий Устюг:
Бабушка в окошке:
Знакомое лицо, МихАил,он же Гавриил с московской Преображенки, убеждённый филипповец из обращённых, недавно скончавшийся где-то под Каргополем:
В центре этой галереи ...
... находится, пожалуй, одна из наиболее известных работ автора, "Староверы":
Очень верно "схваченные" современные типажи:)
Ещё этюды:
Здесь же аутентичные прялки:
И фотовыставка о нынешнем возрождении северных деревянных церквей:
Непокрытая особа слева и есть Татьяна Юшманова (видать,не учит владыка, что справа, покрываться-то:)):
Печальная статистика:
Кресты и храмы среди природных красот:
Их возобновители иногда даже находят настоящие клады:
Но самое большое сокровище это, конечно, будущее сих древних святых земель:
Дай-то Бог ...
Далее о главном, соответствующая книга, презентованная на Круглом столе:
Лекторий ГТГ, где всё происходило:
Публика (батюшка слева вверху на втором плане, сказывали, из ТСЛ):
Cоавтор издания Левон Вазгенович Нерсесян:
Следующий выступавший (кто, объявляют на аудиозаписи, аз же,каюсь,запамятовал:)):
"Троица" под сплошной записью XIX в., после снятия оклада, перед реставрацией 1904 г.:
После "возобновления" 1904-го, произведённого небезызвестным иконописцем и реставратором Василием Павловичем Гурьяновым (на трибуне - основной докладчик, Дмитрий Николаевич Суховерков):
1918-й, образ потемнел под олифой и вновь раскрывался:
В настоящее время:
Исследовательские снимки 1960-х:
Современные фото в инфракрасных и пр. лучах делаются цифровыми и цветными:
Рентгеновские:
Белые чёрточки это царапины на обороте доски:)
Нижнее поле и остатки крепления пятиугольных "дрОбниц" с годуновского оклада кон. XVI в.:
Сами те дробницы,числом две:
Справа внизу:
То же, рентген (просвечивают шпонки и пр. с оборота):
Чаша на престоле, нынешний вид:
Крупно, верх главы тельца с остатками длинных ушей (красная точка это лазерная указка):
Макроувеличение:
Следы гвоздей древнего оклада по периметру соответствуют первоначальной, а не теперешней форме сосуда:
Реконструкция исконно - рублевского:
В подтверждение - один из списков кон. XVI в., см. форму чаши:
Палаты, как выяснилось, изначально были шире в левую сторону:
Правый ангел и гора над ним, в процессе раскрытия в 1904 г.:
Совр. увелич. фото той горы с остатками изображения пещеры:
Границы пещеры показаны красными стрелками:
Ствол и ветви древа, увеличение:
Оно же, целиком:
Красная точка указки отмечает первоначальные размеры кроны, куда более раскидистой ...
Глава левого ангела:
Поближе:
Лик:
Око и стершиеся пробелА:
Лик центрального ангела, в инфракрасных:
Его правое око:
Макрофото того же лика, видны кракелюры (трещины),т.е. свидетельства древности и подлинности живописи:
Трещина по стыку досок:
Ещё око:
Увеличение позволяет разглядеть следы творческого процесса - автор сперва желал сделать глаз иным по форме и местоположению:
Уста и губы:
То же в инфракрасном:
Алая кИноварь на губах:
Уста и пр. другого ангела:
Инфракрасный:
Пигмент при большом увеличении, видны отдельные зёрна:
Макропробел:
Власы:
Отверстия от гвоздей грозненского оклада фиксируют изначальный абрис главы:
Фотошоп, сохранившийся венец от оклада Иоанна IV наложен на снимок иконы, для определения истинной формы главы центрального ангела:
Едва заметные следы от "слухов" или "тОроков" - ленточек от ушей ангелов:
Кудри в инфракрасном, белые блики - недочищенная реставраторами олифа:
Красное - остаток перекрестья на нимбе центр. ангела, доказательство того,что под ним определённо подразумевался Христос:
Руки и трещина:
Благословляющая двуперстно десница:
Другая ангельская рука, предполагается, что изначально - с отогнутым мизинцем (не т.н. "именословие":)):
Она же, фрагмент:
Грубые тёмные обводки ног - остатки записей разного времени:
Рентген десницы центрального ангела (Спаса) выявил серьёзное изменение местоположения руки в ходе написания образа:
Далее:
Край синих одежд в инфракрасном, заметные как высветления остатки прежних олиф и записей говорят о сохранности первоначального слоя:
Ещё крупнее:
Выявленный рентгеном авторский подготовительный рисунок, нанесённый,скорее всего,углём:
Знаменитая "небесная" лазурь одежд центрального ангела при большом увеличении:
А это пигменты одежд ангела что слева:
Фрагменты и детали риз Сына:
Граница синего и красного в увеличении:
Зелёный пигмент одежды правого ангела (Св. Духа):
Теперь обсуждавшие, без тени иронии, светила современного отечественного искусствознания (пробейте имена по гуглю и убедитесь:)).
Алексей Михайлович Лидов:
Анна Игоревна Яковлева (был у неё на практике от худож. училища в Благовещенском соборе Моск. Кремля, летом года кажется 88-го:)):
Лев Исаакович Лифшиц:
Реставратор из "Центра Грабаря" Татьяна Максимовна Мосунова (справа; слева - зав. отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Николаевна Шередега):
Реставратор Виктор Вячеславович Баранов из ГосНИИРа (кстати, из рода тех самых Барановых из Мстёры, достаточно известных ещё до революции изографов и "поновителей"):
Техник-химик оттуда же (как звать,к стыду своему,забыл:)):
Искусствовед Эвелина Константиновна Гусева:
Некая православная дама (не представили; никто не узнал?:)):
Вот такой мой Вам довольно-таки пространный новогодний подарок:)
В ближайшие дни планируется продолжение рассказа о тех же сверхнасыщенных днях в столице и,конечно, сводная запись по итогам 2014-го: есть о чём вспомнить из происшедшего, от коего зависят дела и года грядущего и, возможно, не его одного.