Финальный аккорд конференции: стенописная экскурсия

Dec 12, 2014 07:54

Вчера завершилась анонсировавшаяся здесь (см. http://o-apankratov.livejournal.com/401763.html ) VI научно-практическая конференция "Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация", проводившаяся Новгородским музеем - заповедником. Событие освещалось в местных СМИ:

image Click to view



Ещё одно видео здесь: http://novgorod.rfn.ru/region/rnews.html?id=59257&rid=321
И весьма познавательное интервью одного из важнейших участников события: http://polit.ru/article/2014/12/04/interview_gippius/

Из-за необходимости совершать службу Знамению Пресв. Богородицы не смог присутствовать на всех докладах. Но те, что всё же послушал, показались очень интересными. Чего стОит хотя бы вот эта, пока, конечно, гипотетическая, реконструкция нашего Владычнего двора (резиденции архиепископа в кремле - детинце) по состоянию на 1459 г., представленная московским архитектором - реставратором Дмитрием Евгеньевичем Яковлевым (нарисовано столь талантливо, что как-то хочется верить - так всё и было:)):




Для справки, в правой части (что, полагаю, многим всё же вполне понятно:)) - выделенный красным Софийский собор 1052 г. Над его кровлей, у северо-западного угла, виднеется главка надвратного храма свт. Петра, митр. Московского (1415, 1437). У ближайшего к нам юго - западного угла - приделы свт. Николы (1443, ближний к нам) и свв. Гурия, Самона и Авива (1459, подальше за предыдущ.). Чуть левее - вероятно, надвратный храмик св. Иоанна Златоустаго (1435; где-то за этими воротами в 1466 была возведена ещё и ц. Богоявления). Что за сень с четырёхгранным шатром за ним - не знаю:) Выше оныя сени - Г-образный комплекс Владычной палаты 1433 г., воздвигнутый "мастеры от немец", на что ясно указывает его чистая готика. А на его "сенях" - три "крестовых",т.е. домОвых архиерейских храма, слева направо: преп. Сергия радонежск.(1460), Рожества Христова (после 1432?) и св. Евфимия Великаго (1445). На втором плане - первоначальная Часозвоня 1450 г., действительно Евфимьевская (т.е. постр. св. архиеп. Евфимием), и хоз. постройки вокруг неё.
Из всего этого великолепия до наших дней "дожили" лишь София, а также сильно перестроенные 1/2 Владычной палаты и ц. Сергия.
Жаль, не правда ли?

После финального заседания научного форума состоялась поездка в б. Антониев монастырь, где предполагается создание центра реставрации древнерусских фресок, а также экскурсия по двум действующим мастерским, в коих творится сие благое дело. Предлагаю об том фоторассказ.
Подходим к обновлённому Игуменскому корпусу в Антоново:




Он действительно стал очень приятным:







Внутри местами даже уже висят вытяжки (чтобы удалять запахи реставрационной химии):







Замеченный на выходе серенький комочек в руках рабочего - не что иное как маленькая летучая мышь!




Её вскоре отпустили, радостно улетела:)

Осмотрев будущее рабочее место реставраторов, зашли в музейный ныне монастырский собор 1119 г. Он был здесь у меня не раз, потому отснял лишь отсутствовавшее зде ранее.
Вид с хор на б. алтарь (по его сторонам заметны древние Благовещение и поясные фигуры свв. целителей - Козьмы,Дамиана,Кира и Иоанна):




Cводы лестничной башни:




Справа от ступеней - камора,т.н. келия преп. Антония:




Только мне кажется что вход туда как бы с готическим верхом?:)

Древний процветший Крест на стене (там вообще довольно много всяких старинных надписей и изображений):




Портал между хОрами и той башней (тоже с тенденцией к стрельчатости):




На самом верху, под сводом купола, где был небольшой придел и иногда совершалась "столпническая" литургия, теперь всё в лесах:




Но работ давно не ведётся:(

Следующим № программы была выставка "Спасённые фрески" в б. ц. Георгия на Торгу. Её тоже как-то показывал ( http://o-apankratov.livejournal.com/315972.html ), так что запечатлел лишь не так давно появившийся там макет храма Спаса на Ковалёве 1345 г., откуда,собственно, стенописи (1380):







Обратил внимание и на наличие голосников (вложенных в кладку глиняных кувшинов - резонаторов, для усиления звука чтения и пения):




Обычно это встречается в куда более ранних памятниках, в то время как верх нынешнего здания Георгия на Торгу возведён в 1754-м ... сохраняли значит традиции ...

Затем настал черёд "живых" реставрационных мастерских.
Во - первых, кремлёвская (в т.н. Лихудове корпусе) "обитель" знаменитой Валентины Борисовны Грековой:




Справа,в платочке, она сама улыбается гостям, ещё правее - верная продолжательница славных дел Тамара Ивановна Анисимова.

Вход оформлен "как на Ковалёве":




Справа - история храма и найденные близ него предметы (в т.ч. каски и остатки боеприпасов 1941-44 гг.):




На столах - мозаика осколков, по стенам - копии - реконструкции (автор - покойный Александр Петрович Греков, супруг Валентины Борисовны):




Схемы размещения в храме некоторых из собранных композиций:







Постепенно складывается Преображение:




Планшетов с драгоценными осколками ещё масса ... а госфинансирования мастерской нет уже 3-й год:(
Оттого из сотрудников осталась одна В.Б., и работает лишь по большой любви к своему делу, живя на пенсию:(
Изменится ли это когда на лучшее, как водится, неведомо:(

В соседнем Никитском корпусе над остатками росписей XII столетия трудится Татьяна Анатольевна Ромашкевич:




Одна из двух основных комнат её "владений" занята фрагментами живописи из Георгиевского собора Юрьева монастыря, открытыми при раскопках минувшего лета (см. http://o-apankratov.livejournal.com/385208.html ):




Деревянное крыльцо, ведущее туда от входных сенЕй (вероятно, образец советской реставрации 1970-80-х гг.), совершенно прекрасно:




Но самое чудесное здесь, конечно, кусочки фресок, вот с граффИти (древними надписями):




А эти с остатками "личнОго письма" (т.е. ликов, рук и т.п.):










Некое око:




В другом помещении собирают оставшееся от славных некогда стенописей ц. Спаса на Нередице (на обоих столах - части "Богоявления"):




Сюда тоже ведёт красивый, как говорили в старину, "всход":




Так выглядели отдельные уголки храма:




Немногочисленные фрагменты соотносятся со старыми фото, художническими копиями и новейшими компьютерными реконструкциями:







А это остатки древнейших росписей соседнего с Нередицей храма Благовещения на Городище, 1103-й г. (для сравнения, Софию впервые начали "подписывать" лишь в 1109-м):




Масштабы собранного и особенно того, что ещё предстоит состыковать, впечатляют (это только одна и ряда здешних "улиц" стеллажей с фресками):




Но Татьяна Анатольевна исполнена творческого вдохновения и говорить о своих (а по большому счёту - общемировых) драгоценностях может долгими часами:




Пожелаем же ей и всем подобным, без малейшего преувеличения, подвижникам, всяческих успехов в очень нелёгком, но практически святом труде!

А 2-я серия примечательных Георгиевских храмов, наверное, "отложилась" до весеннего праздника Победоносца, 6-го мая н.ст., надеюсь,доживём:)

Просто интересно, История Церкви, Церковное искусство, Добрые дела, Наука, Господствующее исповедание, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество, Остроактуальное, Москва, Итоговое

Previous post Next post
Up