Князе-Михайловское и иконописно-выставочное

Dec 06, 2013 02:31









05.12 - память святого мученика за веру и Отечество, благовернаго князя МихАила Тверскаго (удачное изложение жития: http://www.ruvera.ru/articles/marina_voloskova_polojivshiiy_dushu ). Поэтому вверху, кроме его образа XVII в., посвящённый угоднику храм 2002 г. в его родной Твери, а ниже - т.н. "великокняжеская" церковь нач. ХХ-го столетия в Ельце, имеющая престолы как в честь кн. Михаила, так и св. Александра Невскаго (о нём, понятно, надеюсь, будет завтра, в день его преставления). История последнего примечательного храма здесь: http://sobory.ru/article/?object=02359 ; http://temples.ru/card.php?ID=17801 ). А заметный на его фото слева прекрасный дом в неорусском стиле уже был здешним "героем": http://o-apankratov.livejournal.com/218433.html

Основное же содержание сего пОста, как было объявлено в предыдущем, - выставка современного церковного искусства, проходящая в новгородском Николо-ДворИщенском соборе:




В кач-ве сопровождения - ещё одно песнопение празднику Введения Богородицы, 1-я стиховенная стихера на великой вечерне, знаменный распев, глас 5-и, исполнители и дата записи те же, что и 04.12:


Cкачать Радуется небо и земля бесплатно на pleer.com

Для "затравки" - экспонат, вызывающий у осведомлённых почти "культурный шок" (фрагмент росписи Святых врат Святогорской лавры под Донецком (Украина),2007 г.):




Извиняюсь за каламбур, но в исторической реальности Иннокентий Херсонский, бОльшая часть жизни и синодальной карьеры коего пришлась на правление известного ненавистью к старообрядчеству Николая I-го, вряд ли и в страшном сне представлял себя благословляющим двоеперстно, "по-раскольнически", как говорили тогда :) Кстати, подробнее о нём: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Борисов) ).
Впрочем, увлечения разного рода древностями, с их последущим современным творческим комбинированием, порождают ещё и не такое. В чём и предлагаю убедиться ниже.

Общие виды экспозиции.
Справа от входа:




И слева:







Осмотр начнём с иконостасов и их проектов (очень их люблю:)).
Почти все представляют собою смешение византийской алтарной преграды и деталей из древнерусской иконописи. А иногда даже и совсем западной. Т.е. господствует не существовавшая никогда в действительности эклектика:(
Хотя смотрится, в общем, ничего. Особенно где помянутого смешения стилей почти нет. Но чисто отечественного тяблового иконостаса дониконовского типа нет ни единого :(
Присмотримся, однако, к представленному:




Проект для храма преп. Андрея Рублёва в ТСЛ, 2012, 2 варианта ("погречистей" и "порусее":)):




Кстати, икона "в житии" самого великого изографа:




Храм св. Спиридона в Преображенском скиту моск. Данилова м-ря:




Для церкви в Иордании, близ места Крещения Господня, 2011 г.:




В придел собора м-ря под Костромой (по стилю - кто бы мог подумать:)):




Этот серьёзно понравился (лаконизм, гармония и чистота стиля), Елецкий м-рь в Чернигове (Украина):




Никольский соб. подмоск. Покровск. м-ря в Хотьково, 2012 г.:




Проект полностью мозаичного (!) иконостаса в ц. св. Георгия в Ростове-на-Дону,2012 г.:




Дивеево, Троицкий соб.,2010 (глядя на десницу Спасителя, приписываемые погребенному по соседству Серафиму Саровскому изречения вроде "Все крестящиеся двоеперстно будут связаны" вспоминаются исключительно с иронией:)):




Сей тоже, в общем, понравился, недавно построенный храм св. Екатерины в Риме:




Оттуда же пример новоразработанной иконографии, "Собор Римских святых":




Пожалуй, наиболее выразительный - стенописный иконостас переделанного из кирхи храма Иоанна Кронштадтского в Дортмунде (Германия),2006-12 (подражание готике детектед:)):




Немного архитектуры.
Эскиз храма РПЦ МП в столице Исландии:




То же для Парижа, два варианта (имхо, как-то ближе левый, более русский:)):




Далее "монументалка".
Эскиз росписи сеней приёмной наместника ТСЛ (стиль орнаментов на сводах взят из рукописей XIV-XV вв. и иногда, из-за наличия изображений неких фантастических тварей, именуется специалистами "чудовищным":)):




Крестильный храм той же Лавры, смешение византийско-древнерусского и римских катакомб первых веков н.э.,2006 г.:




Братская трапезная там же, с той же эклектикой, 2009-13:




Раннехристианское нарастает, крестильный храм Димитрия Донского (!; что тут от искусства эпохи сего князя?!) в с. Горки Моск. обл.:




Подобное же из Звенигорода (алтарь),2008-13:




Ну и прямо-таки античные Помпеи (ц. св. Елизаветы в Покровском-Стрешневе,Мск,2010-13) ...




... даже с гепардами:




А могут и совсем по-германски:




Причём это отнюдь не Дортмунд, а подмоск. Мытищи, трапезная храма Успения, работа 2012-го.
Спрашивается, ну здесь-то ЗАЧЕМ?! Хотя, скорее, "почему", и печальный ответ, в общем, предсказуем ...

Но завершать столь мрачно никак не хочется. Потому под конец более родное и традиционное.
Роспись 2008-11-го над лестницей в Никоновском приделе Троицкого собора Сергиевой Лавры (вход в него за дверью портала):




Ученическая работа "Собор КомЕльских святых" (р.КомЕла на юге совр. Вологодск. обл., по берегам коей было немало м-рей, в осн. созданных в XIV-XV вв. учениками преп. Сергия):




И труд известной монахини Иулиании (Соколовой; см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2%E0%2C_%CC%E0%F0%E8%FF_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%ED%E0 ), св. влмч. Екатерина (1970-е):



Просто интересно, История Церкви, Церковное искусство, Добрые дела, Богослужение, Господствующее исповедание, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество, Месяцеслов, Москва, Итоговое

Previous post Next post
Up