05.12 - память святого мученика за веру и Отечество, благовернаго князя МихАила Тверскаго (удачное изложение жития:
http://www.ruvera.ru/articles/marina_voloskova_polojivshiiy_dushu ). Поэтому вверху, кроме его образа XVII в., посвящённый угоднику храм 2002 г. в его родной Твери, а ниже - т.н. "великокняжеская" церковь нач. ХХ-го столетия в Ельце, имеющая престолы как в честь кн. Михаила, так и св. Александра Невскаго (о нём, понятно, надеюсь, будет завтра, в день его преставления). История последнего примечательного храма здесь:
http://sobory.ru/article/?object=02359 ;
http://temples.ru/card.php?ID=17801 ). А заметный на его фото слева прекрасный дом в неорусском стиле уже был здешним "героем":
http://o-apankratov.livejournal.com/218433.html Основное же содержание сего пОста, как было объявлено в предыдущем, - выставка современного церковного искусства, проходящая в новгородском Николо-ДворИщенском соборе:
В кач-ве сопровождения - ещё одно песнопение празднику Введения Богородицы, 1-я стиховенная стихера на великой вечерне, знаменный распев, глас 5-и, исполнители и дата записи те же, что и 04.12:
Cкачать Радуется небо и земля бесплатно на pleer.com
Для "затравки" - экспонат, вызывающий у осведомлённых почти "культурный шок" (фрагмент росписи Святых врат Святогорской лавры под Донецком (Украина),2007 г.):
Извиняюсь за каламбур, но в исторической реальности Иннокентий Херсонский, бОльшая часть жизни и синодальной карьеры коего пришлась на правление известного ненавистью к старообрядчеству Николая I-го, вряд ли и в страшном сне представлял себя благословляющим двоеперстно, "по-раскольнически", как говорили тогда :) Кстати, подробнее о нём:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Борисов) ).
Впрочем, увлечения разного рода древностями, с их последущим современным творческим комбинированием, порождают ещё и не такое. В чём и предлагаю убедиться ниже.
Общие виды экспозиции.
Справа от входа:
И слева:
Осмотр начнём с иконостасов и их проектов (очень их люблю:)).
Почти все представляют собою смешение византийской алтарной преграды и деталей из древнерусской иконописи. А иногда даже и совсем западной. Т.е. господствует не существовавшая никогда в действительности эклектика:(
Хотя смотрится, в общем, ничего. Особенно где помянутого смешения стилей почти нет. Но чисто отечественного тяблового иконостаса дониконовского типа нет ни единого :(
Присмотримся, однако, к представленному:
Проект для храма преп. Андрея Рублёва в ТСЛ, 2012, 2 варианта ("погречистей" и "порусее":)):
Кстати, икона "в житии" самого великого изографа:
Храм св. Спиридона в Преображенском скиту моск. Данилова м-ря:
Для церкви в Иордании, близ места Крещения Господня, 2011 г.:
В придел собора м-ря под Костромой (по стилю - кто бы мог подумать:)):
Этот серьёзно понравился (лаконизм, гармония и чистота стиля), Елецкий м-рь в Чернигове (Украина):
Никольский соб. подмоск. Покровск. м-ря в Хотьково, 2012 г.:
Проект полностью мозаичного (!) иконостаса в ц. св. Георгия в Ростове-на-Дону,2012 г.:
Дивеево, Троицкий соб.,2010 (глядя на десницу Спасителя, приписываемые погребенному по соседству Серафиму Саровскому изречения вроде "Все крестящиеся двоеперстно будут связаны" вспоминаются исключительно с иронией:)):
Сей тоже, в общем, понравился, недавно построенный храм св. Екатерины в Риме:
Оттуда же пример новоразработанной иконографии, "Собор Римских святых":
Пожалуй, наиболее выразительный - стенописный иконостас переделанного из кирхи храма Иоанна Кронштадтского в Дортмунде (Германия),2006-12 (подражание готике детектед:)):
Немного архитектуры.
Эскиз храма РПЦ МП в столице Исландии:
То же для Парижа, два варианта (имхо, как-то ближе левый, более русский:)):
Далее "монументалка".
Эскиз росписи сеней приёмной наместника ТСЛ (стиль орнаментов на сводах взят из рукописей XIV-XV вв. и иногда, из-за наличия изображений неких фантастических тварей, именуется специалистами "чудовищным":)):
Крестильный храм той же Лавры, смешение византийско-древнерусского и римских катакомб первых веков н.э.,2006 г.:
Братская трапезная там же, с той же эклектикой, 2009-13:
Раннехристианское нарастает, крестильный храм Димитрия Донского (!; что тут от искусства эпохи сего князя?!) в с. Горки Моск. обл.:
Подобное же из Звенигорода (алтарь),2008-13:
Ну и прямо-таки античные Помпеи (ц. св. Елизаветы в Покровском-Стрешневе,Мск,2010-13) ...
... даже с гепардами:
А могут и совсем по-германски:
Причём это отнюдь не Дортмунд, а подмоск. Мытищи, трапезная храма Успения, работа 2012-го.
Спрашивается, ну здесь-то ЗАЧЕМ?! Хотя, скорее, "почему", и печальный ответ, в общем, предсказуем ...
Но завершать столь мрачно никак не хочется. Потому под конец более родное и традиционное.
Роспись 2008-11-го над лестницей в Никоновском приделе Троицкого собора Сергиевой Лавры (вход в него за дверью портала):
Ученическая работа "Собор КомЕльских святых" (р.КомЕла на юге совр. Вологодск. обл., по берегам коей было немало м-рей, в осн. созданных в XIV-XV вв. учениками преп. Сергия):
И труд известной монахини Иулиании (Соколовой; см.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2%E0%2C_%CC%E0%F0%E8%FF_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%ED%E0 ), св. влмч. Екатерина (1970-е):