На Иону Новгородского: обитель святого и ... "вынос мозга" от некоторых из РДЦ :(

Nov 19, 2013 01:43




Продолжаются "сугубо новгородские" дни:)
Вчера был день памяти святителя Христова, названного в заглавии (+ 1470), вверху - фреска с его изображением, из построенного при нём новг. храма св. Симеона Богоприимца в Зверине м-ре (росписи коего крайне интересны, см. http://o-apankratov.livejournal.com/179242.html). О сем владыке - подвижнике, храмоздателе и мудром миротворце, умело и тонко сохранявшем независимость Великого Новгорода сугубо мирными средствами, без конфликтов со всё более возвышавшейся Москвой, здесь уже не раз писал (см. http://o-apankratov.livejournal.com/141779.html ; http://o-apankratov.livejournal.com/309723.html ); рекомендую "в довесок" обстоятельную статью из "Православной энциклопедии":
http://www.pravenc.ru/text/578254.html
Кстати, ему было принято молиться об удачном замужестве девиц (см. http://www.teleport2001.ru/kalendar-sobytiy/2013-11-18/36742-na-rusi-v-den-iony-devicy-obychno-molili-boga-poslat-im-horoshih-muzhey.html):) Когда, ещё не состоя в браке, побывал на месте его обители, не знал о сем его даре :) И хотя не девица, свидетельствую: работает!:) В смысле, супруга вроде пока не жаловалась на неудачную партию:)
О помянутом монастыре, где святой принял иночество, затем, став архиереем, отстроил в камне, там же завещал себя погребсти, и где доныне под земляным спудом пребывают его святые мощи, и поговорим особо.
Это место находится между Великим Новгородом и Малой Вишерой, неподалёку от деревни Посад (здесь точные координаты: http://ru.wikipedia.org/wiki/Посад_(Новгородский_район) ).И выглядит теперь так (называется "Урочище Оттенское", почему-то с 2-мя "т";фото 2002-го, если не ошибаюсь, года, сделано как раз в нынешний же день; уже был снег:)):



:(
Под землёй и наросшим лесом - руины зданий обители, XV - XIX вв., разрушенных во время последней войны. Тогда здесь квартировала часть испанской "Голубой дивизии", тут навсегда и осталась,"накрытая" залпами "Катюш" ...
Но, главное, как уже говорилось, под руинами былого собора зде доднесь почиет чудотворец. Что каким-то образом чувствуется, когда там находишься. Ощущение поистине непередаваемое ... в чём, как уже сказал, пришлось убедиться лично:




Снимок также 2002-го, слева от меня бумажная иконка св. Ионы, как раз над местом предполагаемого нахождения мощей. Аз здесь не вполне теперешний:) На носу смешные большие очки, на ногах болотные сапоги (реально пригодились, без них бы завяз на заболоченной-затопленной дороге :)), а цвет лица и рук имеет причиной не один ноябрьский морозец, но и принятие внутрь (в небольшом кол-ве!иначе бы не смог стоять:)) некоего согревающего средства :)
Автор этого и предыдущ. фото - сопровождавший меня (или я его:))в том паломничестве известный исследователь древненовгородского зодчества и археолог Илья Владимирович Антипов (о нём: http://history.spbu.ru/rus/10/34/42/47/63/799/804?print). В его замечательной книге (фактически переработке кандидатской диссертации) "Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия и Ионы Отенского", вышедшей в Москве (в "Индрике") в 2009 г., опубликованы интересные материалы, позволяющие, хотя и не всецело, представить себе облик монастыря при его святом постриженнике - благодетеле.

Во-первых, вот план (1799-1800 гг.) центральных строений обители, собора во имя Триех святителей (думаю, понятно что Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго), с пристроенным к нему с юга (т.е. справа) храмом св. Иоанна Предотечи (в его южной, крайней правой апсиде был ещё придел преп. Онуфрия Великаго), и расположенной к северу (слева) от него трапезной палаты с ц.свт. Николы:




Посвящение Крестителю не случайно: мирское имя св.Ионы было Иоанн. И здесь он, словами житийной повести,"гроб себе ископа". Причём повелел сделать над своим будущим захоронением не каменные своды, а деревянное перекрытие. Т.к. своды могли "внутрь падшу повредити гроб его и истнить гробная и вся яже вО гробе". Не очень значит доверял качеству работы своих же строителей:)
Посмотрим поближе на план центральных сооружений, судя по всему, имевших весьма своеобразную, нерядовую внешность (здесь же и дополнительные сведения о соборе и его украшении); предполагаю, что перечёркнутый косым крестом прямоугольник у северной (верхней) глухой стены Предотеч. храма и есть "гроб" святителя (скан из вышеуказ. кн. И.В.Антипова,с. 262):




Увы, кроме этого плана, других изобразительных материалов о данных храмах исследователями пока не обнаружено:( А сами церкви в нач. XIX-го столетия были безжалостно снесены и заменены классицистическим собором о трёх главах (вероятно, в честь Триех святителей). Тогда вся обитель была вообще капительно перестроена, получив "регулярный вид", запечатленный на старых гравюрах и фотографиях:







Последнее фото - из кн. М.Н.Петрова "Крест под молотом"(Великий Новгород,2000,с. 34); судя по нему, изображение на гравюре, что выше, не вполне достоверно: здания чрезмерно вытянуты вверх.

Трапезной же (план подклета, нижнего хоз. этажа) ...




... повезло больше, в сильно перестроенном виде ...




... но всё же с древними стенами, она сохранялась до военного лихолетья (фото из той же кн. И.Антипова, с.269).

Как знать, быть может, молитвами свт. Ионы, его возлюбленная обитель ещё будет если не восстановлена, то хотя бы должным образом археологически исследована ... не исключено, что и мощи когда-либо обретут. Побывать же в сем, несмотря ни на что, безусловно, святом месте, рекомендовал бы и теперь ...

Далее - обещанный в заглавии "вынос".
Общался тут вконтакте с одним чадом РДЦ (для "невтемных":http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E0%FF_%C4%F0%E5%E2%EB%E5%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%ED%E0%FF_%D6%E5%F0%EA%EE%E2%FC ),по имени Фёдор Герасимов (из Ульяновска),и оно мне написало (орфография и пуктуация автора сохранены:)),ВЧИТАЙТЕСЬ:

"Не мои рассуждения.а слова вл.Савина (епископ Волжский РДЦ, резиденция в г. Самаре - о.А.П.).что ... раньше даже простецов раскрещивали.вы раскрещивали в своей практике уходящего отлучаемого от церкви?говорят в новозыбкове в архиепископии были раскрещивания.тоесть смывание св.миро и вычитывание проклятий вместо благословений на крещении. ... Значит крещение невечно ... я уточню у вл.Савина ... как он говорил смывания св.миро с отлучаемого.так и говорил. Но как правило отлучаемые неявляются на этот чин.приходится отлучать заочно.он отлучал женщину уличёную в колдовстве.а архиепископии в новозыбкове был случай безпоповци заставили пройти эту процедуру раскрещивания.там смывают миро и изблёвывают причастие.только после этого человек считается полностью отлучёным.и только после чина отлучения безпоповци его крестили.имено у нас пройти чин отлучения заставили.незнаем как это было наделе и какие молитвы читали.но знаю точно что отлучаемому положено чтобы с него св.миро печать духа св.выдуть дуновение изблевать тело и кровь христово" (http://vk.com/topic-1054782_23235711?offset=80 ).

Имхо,ДИЧЬ КАКАЯ-ТО!!:(
Раньше думал, что "раскрещивают" только современные неоязычники ... а тут вон что ... :(
Мои уважаемые френды - чада РДЦ (у меня их как минимум двое:)), зная Вас как в высокой степени культурных, духовно грамотных людей, хотел бы вопросить: аз понял, что мой собеседник явно не вполне в адеквате (напр., считает "ересью" именование Пречистой "Божия Матерь", см. его записи на личной странице: http://vk.com/id143570442 ; пытался переубедить со ссылками на старопечатные книги, так он мои комменты просто удалил),но всё-таки он ссылается на Вашего действующего епископа ... короче, простите ради Христа, но НЕУЖЕЛИ У ВАС И ВПРЯМЬ ТАК ДЕЛАЮТ?! Если да, то на каком каноническом основании, есть ли соотв. письменный чин и нельзя ли с ним как-то ознакомиться?
Надеюсь на разъяснения с Вашей стороны, за кои заранее признателен.
UPD: К вечеру 19.11.13 выяснилось, в т.ч. после беседы с самим еп. Савином, что автор текста о "раскрещивании" просто гражданин со справкой и вроде бы всё это выдумал ... тем не менее, и здоровым на голову здесь всё же есть над чем задуматься ...

Просто интересно, Церковное искусство, Добрые дела, Богослужение, Ереси, Традиции старообрядчества, Месяцеслов, Остроактуальное, История Церкви, История старообрядчества, Из жизни согласий, Наука, Историческая Новгородчина, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество, Итоговое

Previous post Next post
Up