Сегодня - последний день лета, и в смысле природного сезона, по старому, юлианскому стилю, и в другом значении слова, от коего "летопись", - окончание церковного года.
Завершение это отмечено в нашем Месяцеслове праздником Положения Пояса Пресвятыя Богородицы в Халкопратии (о его истории, в связи с известным пребыванием части онаго Пояса в России в прошлом году, здесь уже было:
http://o-apankratov.livejournal.com/131875.html ; а наверху - соотв. московская икона 1-й пол. XVII в.).
Пречистая, освящая, как бы "подпоясывает" минующее лето (7520-е от Адама, кто забыл), подобно крепостным стенам, "обнимающим" древние замки и города ...
Причём для ДетИнца - Кремля Великого Новгорода сия метафора, пожалуй, наиболее приближена к буквальности.
Во всяком случае, была, до трагического дня 7-го мая 1745-го .
Начну с того, что само общее очертание упомянутого архитектурного комплекса весьма напоминает пояс, повязанный вокруг талии человека (реконструкция на XV в. А.В. Воробьёва):
Не исключаю, что это далеко не случайно, не одно лишь следование строителей рельефу местности ...
"Узелком" же сего "пояса" были, разумеется, основные ворота, выходившие к "главной улице" древнего Новгорода, - р. Волхову, на "Великий" мост через неё, ведший на знаменитый некогда Торг.
С 1195 г. над ними стоял каменный храм, освященный как раз вО имя нынешнего праздника.
Вот как представлял себе его автор данной выше реконструкции (выделенный фрагмент):
Думаю, понятно, что изображение это очень приблизительно, ведь кроме нескольких весьма условных иконных фрагментов, вроде такого ("Видение пономаря Тарасия", сер. - 2-я пол. XVII в.):
... по реальному облику церкви у нас теперь, увы, ничего нет :(
Через год после постройки храм был расписан, причём в летописи указан и автор, некто "Гръцин Петровиць" (академик В.Л. Янин отождествляет его с Олисеем Гречином, предполагаемым художником Нередицы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Олисей_Гречин ).
Как жаль, что теперь не посмотреть ... и если бы только это :(
Дальнейшие сведения о храме скудны.
1419 - пожар от молнии.
1490 - новый,"церковь святаа Богородица огорела и стрелница".
"Семисоборная роспись" новгородских церквей 1-й пол. XVI в. указывает здесь ещё и Покровский придел "на полатех" (т.е. на хОрах, были там, значит, и они), неизвестно когда устроенный.
Таким образом, идея покровительства (как раз от слова "Покров":)) Пречистой "граду Своему" была выражена предельно ярко ...
Опись 1626 г. указывает, что здесь "над вороты (вероятно, над их аркой, выходившей на Волхов - о. А.П.) написан образ Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем, над ним покрыто тесом бочкою, обито железом белым".
В 1665 - 67 гг. (это, замечу, время разгара никоновских реформ, период т.н. "Больших Московских Соборов") главная башня новгородского Кремля существенно изменилась: над ней надстроили "наделку" (палатку) для часов "с перечасьями"(т.е. с боем). Над, в свою очередь, которой поставили аж 19-ти метровый деревянный шатёр (высота каменных стен самой башни равнялась тогда 17 м), завершавшийся караульной вышкой, где висел вестовой колокол и три "перечасных" (любопытно, как, находясь на такой высоте, они были связаны с часовым механизмом?).
По сторонам центрального шатра стояли ещё и два боковых, высотой по 10 м.
Такое состояние сооружения фиксирует опись 1675 г.
1686 - очередной пожар, все три шатра над башней сгорели, и в 1697 - 1700 гг. производится новая, грандиознейшая в её истории перестройка. Известен автор - московский "каменных дел подмастерье" Семён Елфимов (или Ефимов).
Он надстроил верхнюю часть собственно башни до уровня карниза палатки с часами 1667-го, а вместо трёх деревянных поставил сверху пять (!) каменных шатров, высокий центральный и четыре небольших по углам.
Что и запечатлено на весьма известной "Михайловской" (из храма св. Архангела Михаила "на Торгу") иконе нач. XVIII в.:
Послужившей, в свою очередь, прообразом исторического пейзажа - реконструкции Аполлинария Васнецова (брата знаменитого Виктора) "Торг в Новгороде" (1909 г.); это ,конечно, лишь нужный нам по теме фрагментик:
Все шатры были покрыты "белым железом", верх центрального украшал золочёный двуглавый орёл на "яблоке", на малых стояли "прапоры с прорезными орлами".
Одновременно (вероятно, в связи с нуждами, как сказали бы сейчас, дорожного движения) растесали в ширину и высоту сами ворота. Над ними установили "доску с летописью строения", а проём со стороны Волхова был к тому же украшен белокаменной резьбой.
Сооружение вышло, безусловно, очень красивым. Внешне.
Но сочетание резкого увеличения нагрузки на фундамент и несущие стены (из-за надстройки башни и возведения каменных шатров) с растёской проезда, увы, серьёзно ослабило конструкцию :(
И, не простояв и полвека (хотя и это, конечно, изрядный срок), 7 мая 1745 г. башня вместе с надвратной церковью рухнула, погребя под обломками жившего здесь же часового мастера Евсея Никитина с женой и детьми :(
Руины вскоре разобрали ...
Затем тут 75 лет (!) был просто пролом в стене, в 1820 г. оформленный как большая арка, существующая и поныне (снимков в Сети море, потому обхожусь тут без фото). Такая же, как известно, была устроена и на месте другой весьма значимой башни новгородского Кремля, Воскресенской, стоявшей ровно напротив Пречистенской к западу и тоже (как и все ворота, ведшие в ДетИнец) имевшая надвратный храм.
Менее распространены сведения о том, что после 1945-го, в ходе послевоенного восстановления города, были планы построить заново Пречистенскую башню, по проекту уже упоминавшегося выше архитектора - реставратора А. В. Воробьёва.
В 1952 г. была опубликована вот такая её реконструкция (отсканировал сам, в Сети не видел :)):
Представляющая собою "микс" из башни в версии - 1700 (осн. часть, до шатров), с тройным завершением в варианте 1667 г.
Но восстановления не состоялось (вопрос, конечно, спорный, но мне почему - то жаль).
И теперь можно отчасти судить об облике новгородского аналога Спасской башни на Красной площади лишь, пожалуй, по ближайшему ея подобию (в "предкатастрофном" виде) - надвратной башне кон. XVII в. в Николо - Пешношском м-ре близ подмосковного Дмитрова, также имеющей большой каменный шатёр:
Вот такая история ...
Использованы материалы книг:
Крепостные сооружения Древней Руси//Материалы и исследования по археологии СССР, вып. 31.М.,1952;
Кузьмина Н.Н., Филиппова Л.А. Крепостные сооружения Новгорода Великого.СПб.,1997;
Великий Новгород.История и культура IX - XVII веков.Энциклопедический словарь.СПб.,2007.
P.S.: Сегодня ещё и память свт. Геннадия, патр. Царя-града (о нём,с образом:
http://drevo-info.ru/articles/6924.html ), именины нашего благочинного, питерского отца протоиерея Геннадия Чунина (см.
http://o-apankratov.livejournal.com/257053.html ), в 2001 - 2006 гг., до моей иерейской хиротонии, обслуживавшего и наш приход:
По данным "разведки", он встречает свой день Ангела, сопровождая митрополита всея Руси Корнилия в паломнической поездке в Пустозерск (той самой:
http://rpsc.ru/news/future/delegaciya-moskovskoj-mitropolii-sovershit-poezdku-v-naryan-mar-k-mestu-konchini-pustozerskih-stradalcev ), к месту мученической кончины свщмч. Аввакума и иже с ним.
Более достойного пункта празднования для старообрядческого священника вряд ли найти ...
Много лет ти, честныи отче!