Положение Пояса Пречистой: новгородско - кремлёвский аспект

Sep 13, 2012 16:09




Сегодня - последний день лета, и в смысле природного сезона, по старому, юлианскому стилю, и в другом значении слова, от коего "летопись", - окончание церковного года.
Завершение это отмечено в нашем Месяцеслове праздником Положения Пояса Пресвятыя Богородицы в Халкопратии (о его истории, в связи с известным пребыванием части онаго Пояса в России в прошлом году, здесь уже было: http://o-apankratov.livejournal.com/131875.html ; а наверху - соотв. московская икона 1-й пол. XVII в.).
Пречистая, освящая, как бы "подпоясывает" минующее лето (7520-е от Адама, кто забыл), подобно крепостным стенам, "обнимающим" древние замки и города ...
Причём для ДетИнца - Кремля Великого Новгорода сия метафора, пожалуй, наиболее приближена к буквальности.
Во всяком случае, была, до трагического дня 7-го мая 1745-го .

Начну с того, что само общее очертание упомянутого архитектурного комплекса весьма напоминает пояс, повязанный вокруг талии человека (реконструкция на XV в. А.В. Воробьёва):




Не исключаю, что это далеко не случайно, не одно лишь следование строителей рельефу местности ...
"Узелком" же сего "пояса" были, разумеется, основные ворота, выходившие к "главной улице" древнего Новгорода, - р. Волхову, на "Великий" мост через неё, ведший на знаменитый некогда Торг.
С 1195 г. над ними стоял каменный храм, освященный как раз вО имя нынешнего праздника.
Вот как представлял себе его автор данной выше реконструкции (выделенный фрагмент):




Думаю, понятно, что изображение это очень приблизительно, ведь кроме нескольких весьма условных иконных фрагментов, вроде такого ("Видение пономаря Тарасия", сер. - 2-я пол. XVII в.):




... по реальному облику церкви у нас теперь, увы, ничего нет :(

Через год после постройки храм был расписан, причём в летописи указан и автор, некто "Гръцин Петровиць" (академик В.Л. Янин отождествляет его с Олисеем Гречином, предполагаемым художником Нередицы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Олисей_Гречин ).
Как жаль, что теперь не посмотреть ... и если бы только это :(

Дальнейшие сведения о храме скудны.
1419 - пожар от молнии.
1490 - новый,"церковь святаа Богородица огорела и стрелница".
"Семисоборная роспись" новгородских церквей 1-й пол. XVI в. указывает здесь ещё и Покровский придел "на полатех" (т.е. на хОрах, были там, значит, и они), неизвестно когда устроенный.
Таким образом, идея покровительства (как раз от слова "Покров":)) Пречистой "граду Своему" была выражена предельно ярко ...
Опись 1626 г. указывает, что здесь "над вороты (вероятно, над их аркой, выходившей на Волхов - о. А.П.) написан образ Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем, над ним покрыто тесом бочкою, обито железом белым".

В 1665 - 67 гг. (это, замечу, время разгара никоновских реформ, период т.н. "Больших Московских Соборов") главная башня новгородского Кремля существенно изменилась: над ней надстроили "наделку" (палатку) для часов "с перечасьями"(т.е. с боем). Над, в свою очередь, которой поставили аж 19-ти метровый деревянный шатёр (высота каменных стен самой башни равнялась тогда 17 м), завершавшийся караульной вышкой, где висел вестовой колокол и три "перечасных" (любопытно, как, находясь на такой высоте, они были связаны с часовым механизмом?).
По сторонам центрального шатра стояли ещё и два боковых, высотой по 10 м.
Такое состояние сооружения фиксирует опись 1675 г.

1686 - очередной пожар, все три шатра над башней сгорели, и в 1697 - 1700 гг. производится новая, грандиознейшая в её истории перестройка. Известен автор - московский "каменных дел подмастерье" Семён Елфимов (или Ефимов).
Он надстроил верхнюю часть собственно башни до уровня карниза палатки с часами 1667-го, а вместо трёх деревянных поставил сверху пять (!) каменных шатров, высокий центральный и четыре небольших по углам.
Что и запечатлено на весьма известной "Михайловской" (из храма св. Архангела Михаила "на Торгу") иконе нач. XVIII в.:




Послужившей, в свою очередь, прообразом исторического пейзажа - реконструкции Аполлинария Васнецова (брата знаменитого Виктора) "Торг в Новгороде" (1909 г.); это ,конечно, лишь нужный нам по теме фрагментик:




Все шатры были покрыты "белым железом", верх центрального украшал золочёный двуглавый орёл на "яблоке", на малых стояли "прапоры с прорезными орлами".
Одновременно (вероятно, в связи с нуждами, как сказали бы сейчас, дорожного движения) растесали в ширину и высоту сами ворота. Над ними установили "доску с летописью строения", а проём со стороны Волхова был к тому же украшен белокаменной резьбой.
Сооружение вышло, безусловно, очень красивым. Внешне.
Но сочетание резкого увеличения нагрузки на фундамент и несущие стены (из-за надстройки башни и возведения каменных шатров) с растёской проезда, увы, серьёзно ослабило конструкцию :(
И, не простояв и полвека (хотя и это, конечно, изрядный срок), 7 мая 1745 г. башня вместе с надвратной церковью рухнула, погребя под обломками жившего здесь же часового мастера Евсея Никитина с женой и детьми :(
Руины вскоре разобрали ...
Затем тут 75 лет (!) был просто пролом в стене, в 1820 г. оформленный как большая арка, существующая и поныне (снимков в Сети море, потому обхожусь тут без фото). Такая же, как известно, была устроена и на месте другой весьма значимой башни новгородского Кремля, Воскресенской, стоявшей ровно напротив Пречистенской к западу и тоже (как и все ворота, ведшие в ДетИнец) имевшая надвратный храм.

Менее распространены сведения о том, что после 1945-го, в ходе послевоенного восстановления города, были планы построить заново Пречистенскую башню, по проекту уже упоминавшегося выше архитектора - реставратора А. В. Воробьёва.
В 1952 г. была опубликована вот такая её реконструкция (отсканировал сам, в Сети не видел :)):




Представляющая собою "микс" из башни в версии - 1700 (осн. часть, до шатров), с тройным завершением в варианте 1667 г.
Но восстановления не состоялось (вопрос, конечно, спорный, но мне почему - то жаль).
И теперь можно отчасти судить об облике новгородского аналога Спасской башни на Красной площади лишь, пожалуй, по ближайшему ея подобию (в "предкатастрофном" виде) - надвратной башне кон. XVII в. в Николо - Пешношском м-ре близ подмосковного Дмитрова, также имеющей большой каменный шатёр:




Вот такая история ...
Использованы материалы книг:
Крепостные сооружения Древней Руси//Материалы и исследования по археологии СССР, вып. 31.М.,1952;
Кузьмина Н.Н., Филиппова Л.А. Крепостные сооружения Новгорода Великого.СПб.,1997;
Великий Новгород.История и культура IX - XVII веков.Энциклопедический словарь.СПб.,2007.

P.S.: Сегодня ещё и память свт. Геннадия, патр. Царя-града (о нём,с образом: http://drevo-info.ru/articles/6924.html ), именины нашего благочинного, питерского отца протоиерея Геннадия Чунина (см. http://o-apankratov.livejournal.com/257053.html ), в 2001 - 2006 гг., до моей иерейской хиротонии, обслуживавшего и наш приход:




По данным "разведки", он встречает свой день Ангела, сопровождая митрополита всея Руси Корнилия в паломнической поездке в Пустозерск (той самой: http://rpsc.ru/news/future/delegaciya-moskovskoj-mitropolii-sovershit-poezdku-v-naryan-mar-k-mestu-konchini-pustozerskih-stradalcev ), к месту мученической кончины свщмч. Аввакума и иже с ним.
Более достойного пункта празднования для старообрядческого священника вряд ли найти ...
Много лет ти, честныи отче!

Просто интересно, История Церкви, История старообрядчества, Наука, Историческая Новгородчина, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество, Месяцеслов, Москва, Итоговое

Previous post Next post
Up