Другой "конец вселенныя": Светицховели

Jul 12, 2012 23:23

Оригинал взят у ania_ba в Храм Светицховели. Мцхета. Грузия

1. Итак, немного пробежавшись по близлежащим кварталам и подкрепившись лобиани, мы зашли в главные ворота крепости окружающей храм Светицховели.


Богат Мцхета и памятниками средневековья.
Из памятников средневековья особо выделяется возвышающийся среди города кафедральный собор Светицховели (Животворящий столб). По преданию, на месте, где ныне высится собор, еще в IV в. была построена деревянная церковь. Позднее, в V в., при царе Вахтанге Горгасале на месте деревянного храма была воздвигнута новая каменная церковь, в которой и был погребен Вахтанг. Нынешний собор строился в 1010-1029 годах лучшими грузинскими мастерами под руководством архитектора Арсукисдзе. С северной стороны на стене собора изваяна рука с угольником, под которой высечена грузинская надпись: «Рука раба Арсукисдзе, да простится ему».http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/geologia/evgd/v_muhranskoi_doline.htm

2.Западный центральный фасад.



3. Заходим внутрь.



4. Алтарный крест со сценами из жизни великомученников.



5. Фрагменты креста.


6.



7. Из википедии: В южный неф встроена часовня-ротонда XIII-XIV вв. - дань композиции Храма Гроба Господня.


8.


9. Фрески 


  Происхождение наименования "Свети-Цховели" (Животворящий столп) связано с преданием о принятии Грузией христианства. Согласно легенде, житель Мцхета, еврей по имени Элиоз, присутствовал при распятии Христа в Иерусалиме. Он вернулся домой с реликвией - хитоном Христа. Сестра его Сидония, уже принявшая христианство, встретила его и, прикоснувшись к хитону, умерла. Ее хоронили вместе с хитоном оставшимся в ее руках. На могиле Сидонии выросло большое дерево-ливанский кедр.
Дальше легенда повествует о решении первого христианского царя Мириана воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его желания срубили дерево, выстругали семь колонн и приступили к строительству церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась - она повисла в воздухе. После того как просветительница Грузии св. Нина молилась всю ночь, этот столб встал "без прикосновения руки людской" и с него текло миро, излечивающее больных от тяжелых недугов. Отсюда и пошло наименование этого храма-"Свети-Цховели" http://geography.su/books/item/f00/s00/z0000028/st005.shtml
Существует икона на эту тему. Грузинские святые и столб по центру.


10. От срубленного кедра над могилой Сидонии, держащей хитон Ииисуса, остался пень, который  мироточил. 
Священный животворящий столп в нынешнем Мцхетском комплексе оказался практически в центре, на переходе из центрального зала в южный зал. Над самим столпом еще в семнадцатом веке выстроили защитный каменный шатер, который расписали фресками. На этих фресках изображены история господней ризы и история самого животворящего столпа. На северной стороне столпа сделано углубление с дверцами. Когда-то здесь истекало чудотворное масло.
http://100zagadok.ru/x/111.html



11. Фрески на Животворящем Столпе повествуют о Хитоне и о самом Столпе.



12. Надгробие над останками католикоса Мелкиседека, того самого, который организовал строительство нынешнего храма Светицховели во времена царствования грузинского царя Георгия I.



13. Светицховели всегда был усыпальницей грузинских царей и знати.
Надгробные плиты князей Багратион-Мухранских.



14. Царь Ираклий II. При этом царе была выстроена основная ограда храма в XVIII в.


15.



16. На юго-восточном подкупольном устое, с восточной стороны, сохранилась фреска с портретом поновительницы обрушившегося в 1656 году купола, царицы Мариам, супруги царя Ростома. Царица изображена со своим сыном.


17.


18.



19. Солея. 



20. Огромная фигура сидящего на троне Христа и архангелов в апсиде переписаны уже в XIX веке по старому контуру росписи XI века.


21.


22.



23. В центре снимка остатки от каменной базилики, построенной царем Вахтангом Горгасалом в V в. Возле стены через стекло можно увидеть еще более ранние остатки деревянного храма. Здесь археологи проводили раскопки в наши дни. Рядом могила царя Вахтанга.


24.


25.



26. Выходим во двор храма через ворота северного фасада.


27. 



28. Северный фасад.



29. "Я стал подниматься по лесам северного фасада. Неизвестный мастер высек на стене изображение правой руки человека, держащей наугольник.
Подпись под ней гласила:
«Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов»." (Константин Гамсахурдия "Десница великого мастера") 


30.



31. Джвари хорошо виден отовсюду.


32.


33.



34. Перед входом тоже надгробия


35.


36. 



С 19 по 25 фото сделаны этой зимой. Остальные снимки - во время летней экскурсии в августе 2011.

Просто интересно, Обзоры Сети, История Церкви, Церковное искусство, Зодчество, Наука

Previous post Next post
Up