А оказалось, "живо" ... или, скорее, "полумертвО" :(
Но всё равно красивое, конечно ...
Оригинал взят у
tsarskoye в
post Императорский вокзал в Царском Селе встречает своё столетие
В начале XX века местом своего постоянного пребывания Николай II выбрал Александровский дворец. Для удобства сообщения с внешним миром было принято решение построить отдельную железнодорожную ветку к Александровскому дворцу. К тому же существующая уже царскосельская ветка была перегружена.
Строительство началось в 1899 году. Императорский путь включил в себя «Собственную» и две уже существовавшие ветки: Царское Село - 18-я верста и Царское Село - Александровская, общая протяженность составила 29,726 км. В узле трех веток располагался деревянный Царский вокзал, построенный в 1895 году. На базе его в 1903 году и была создана станция Императорский Павильон. Она включала: здание вокзала, 200-метровую платформу, из них 100 метров крытые, 2 казармы ж.-д. батальона, паровозный поворотный круг диаметром 20 м, сторожевые и стрелочные будки, железнодорожные пути с 4-мя стрелочными переводами.
Новая станция расположилась на землях Большого Кузьмина и Александровки в километре от резиденции Императора.
В итоге императорская резиденция получила быстрое, независимое и удобное сообщение с Санкт-Петербургом и всеми железными дорогами России. К станции были проложены 2 дороги: Липовая аллея до Александровского дворца и нынешняя Академическая улица.
В январе 1911 года на станции произошел пожар, в результате которого сгорели практически все станционные постройки, уцелела лишь часть навеса и платформа. В 1912 году был сооружен новый "Императорский павильон" (Царский вокзал) по проекту В. А. Покровского. Он был выстроен в том же русском допетровском стиле, что и постройки Федоровского городка, Ратная палата и казармы Собственного Его Величества Конвоя и образует с ними единый идейно-стилистический ансамбль.
Вход в павильон был оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Пологие пандусы позволяли въезжать под своды крыльца каретам и автомобилям.
В рисунке декоративного оформления использовалась российская государственная символика - двуглавые орлы, гербы городов, геральдические сюжеты, древнерусские орнаменты. Росписи интерьеров выполнил художник М. И. Курилко.
Источник исторического фото В облике главного фасада выделялось арочное крыльцо с шатром, в основании оформленным двумя рядами стилизованных кокошников и увенчанным государственным двуглавым орлом. Парадные интерьеры были стилизованы под палаты с тяжелыми каменными сводами. В центре находился вестибюль, Царский зал с южной стороны и Свитский зал с северной предназначались для главы государства и его свиты. К восточному фасаду вокзала примыкал металлический дебаркадер над перронами и путями, служивший для приема поездов (разобран в 1920-е гг.) Чердак под высокой крышей был оборудован системой воздушного отопления. Богатое убранство фасадов и интерьеров отвечало парадно-представительскому назначению вокзала, являясь образцом синтеза архитектуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, в котором удачно сочетались формы древнерусского зодчества XVII в. с характерными для эпохи модерна технологиями строительства и материалами.
Рельефные изображения двуглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах, крыльца и другие декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого камня. Сделанные по специальным рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями дополняли внешнюю отделку здания.
Фотография 6 июня 1914 года, из архива ЦГАКФФД, шифр Г 1799. Император Николай II в форме лейб - гвардии Кирасирского Его Величества полка обходит почетный караул, выстроенный на дебаркадере вокзала в Царском Селе для встречи Саксонского короля Фридриха - Августа III.
Источник Возложение гроба с телом генерал-лейтенанта В.А.Дедюлина на орудийный лафет у здания Императорского павильона в Царском Селе.1913 год. Шифр Г 2469, архив ЦГАКФФД.
Источник Здесь встречали представителей иностранных государств, посещавших императорскую резиденцию в Царском Селе, в числе их был президент Франции Р. Пуанкаре (1914). В период Первой мировой войны 1914-1917 гг. Царский павильон служил для доставки раненых в развернутый в Федоровском городке госпиталь.
В марте 2008 года ООО «Сансара» получило право аренды императорского вокзала на 49 лет, с условием реконструкции здания в течение 3 лет...
Ну и, надо думать, в связи с
далеко идущими планами РЖД на превращение Буферного парка во второй "Диво-остров", исчезнут с лица этой земли и опоры моста императорского железнодорожного пути. Каким-то чудом, или чьим-то промыслом, простояли они целое столетие, знаменуя собой ушедшую отсюда эпоху.
А второе столетие вряд ли переживут.
Когда я смотрю на наши памятники, у меня такое ощущение, что война ещё не закончилась.