Расписной старообрядческий дом

Feb 20, 2012 11:01

Оригинал взят у lion_house в Расписной старообрядческий дом в Хвалынском районе

Мы с вами привыкли видеть на крестьянских домах резьбу, а роспись - в церквях. Тем не менее, в России примерно с 1850-х годов существовала традиция расписывать интерьеры и экстерьеры сельских домов. Появление этой традиции у крестьян исследователи связывают с распространением белых изб, пришедших на смену курным. В домах исчезла копоть, появились пространства для рисунков.

Несмотря на непродолжительность этой традиции (она постепенно угасла после революции), а также на неблагоприятные факторы, которые способствовали уничтожению расписных домов, кое-что сохранилось. Расписные дома можно найти на Русском Севере, на Урале, в Сибири, на Алтае. До сих пор расписывают дома староверы-семейские, живущие в Забайкалье. Я по роду научной деятельности связана с этим видом искусства, и мне казалось, что я знаю в своем поле плюс-минус все.

Однако в 2010 году мне удалось получить фото расписного дома на севере Саратовской области, в известном своими старообрядцами Хвалынском районе, которые потрясли меня.



Мне удалось купить этот невероятный дом с рисунками 1910-х годов, который хозяева хотели раскатать на баню, и сейчас я стараюсь сделать из него бесплатный музей.

Дом находится в селе Поповка Хвалынского района. Мастер росписи пока неизвестен, и возможно, в доме работало несколько художников, сумевших видоизменить традиционные иконописные изображения и сюжеты, и перенести их на стены дома. По свидетельствам старожилов, первыми хозяевами дома были старообрядцы по фамилии Ларягины (?), раскулаченные до 1933 года и сосланные.



В доме присутствуют изображения символов евангелистов - лев, орел, ангел/человек, бык (закрашен), а также Херувим, святой Георгий.



В 1722 году указом Синода изображение евангелистов только в образах их символов было запрещено, однако эта традиция сохранилась у старообрядцев и нашла в доме свое отражение. 
На фото изображен символ Матфея, ангел или человек. От ангела у него ветвь, от человека - фигура. Если присмотреться, в районе колен у «дамы» есть кольцо для подвешивания зыбки. Как считают некоторые исследователи и гости дома, такой рисунок мог заменять младенцу вечно занятую по хозяйству мать.



Святой Георгий Победоносец в доме очень похож на местные старообрядческие иконы.





В другой комнате, розовой спальне, изображен пастух гусей. Местная легенда связывает его с первым хозяином дома, при котором и была сделана роспись.
Сначала мы не связывали это изображение с каким-либо святым, однако один из пользователей интернета предположил, что это может быть св. Трифон: «типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая,  босой, худощав, волосы кудреваты».  
Так, в данном образе художник, возможно, совместил черты первого хозяина дома и св. Трифона, его патернального святого (?)





Снаружи дом выглядит так:



Дом, как видно на фото, не в очень хорошем состоянии (на фото - соседи Дядя Петя и тетя Валя). Тем не менее, я надеюсь, что удастся его сохранить и открыть в нем музей.

Если дом вас заинтересовал, приглашаю в жж, посвященный этому проекту: http://lion-house.livejournal.com/ Там мы пытаемся разгадать загадки изображений дома, координируем усилия по созданию музея, собираем средства на ремонт, а также публикуем фото других домов с росписью.

Приглашаю всех посетить музей.
С уважением,
       Юлия Терехова

Традиции старообрядчества, Просто интересно, Церковное искусство, Добрые дела, Зодчество, Староверы и внешние

Previous post Next post
Up