Три святителя: праздник и уставный вопрос

Feb 12, 2011 13:52




С праздником, честнии отцы, братие и сестры, святых Вселенских учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго!
О каждом из них можно говорить, без преувеличения, годами. Поэтому ограничусь скромным поздравлением. Надеюсь, оно отражает не словесную леность, а смиренное благоговение пред величайшими Отцами Церкви. Под заглавием - их неожиданно удачный образ работы современного иконописца Олега Осетрова.
Попутно поделюсь небольшим исследованием в области богослужебного Устава дня сего. Общеизвестно, что на утрени нынешнего праздника поются три величания, своё каждому из святителей. А избранными псалмами для них служат три "славы" 17-й кафизмы, на которых положено каждение. Между тем, на избранных псалмах других праздников каждения не бывает. Исключение - Великая Субота. Когда тоже поют три величания с теми же "непорочнами". Ещё же кадят на предваряющем величание полиелеосе, при чтении и пении псалмов "Хвалите имя Господне" и "Исповедайтеся Господеви". В Великую Суботу этих псалмов не бывает. А на Триех святителей получается "удвоенное" каждение - и на "Хвалите", и на "славах", что за избранные псалмы. В допечатную же эпоху такого явления, скорее всего, не было. Поскольку 17-я кафизма ЗАМЕНЯЛА СОБОЮ хвалитные псалмы. Некоторые подтверждения чему привожу ниже.
"Окозрительный устав" святителя Геннадия Новгородскаго,кон. XV - 1-я пол. XVI вв.:
"Аще коли случится в неделю 3-х святителей, "Хвалите имя Господне" НЕ ПОЮТ, "Блажени непорочнии" с величании их, КАДЯТ ЕДИНОЮ, ... поют "Величаем Трие святители..." ... ТАЖ ПСАЛОМ ИЗБРАННОЙ "Услышите сия вси языцы" (публ.: М.,2000.С.74).
"Церковный Обиходник" Кирило - Белозерскаго м-ря, XVI в.:
"На утрени "Хвалите имя Господне" НЕ ПОЕМ. Кафизму поют "Блажени непорочнии" всю с припелы, священник кадит на всех "славах" (Никольский Н.К. Кирилло - Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века.СПб.,2006.С.315).
Крайне любопытно, и, кажется, совершенно уникально, указание Устава свт. Геннадия об ОБЩЕМ величании Трием свт. и приложении к 17-й каф. избр. псалма им. В Кириловском Обиходнике его уже нет. Зато в обоих Уставах говорится, что на сей праздник не поется "Честнейшую", но припевы "Богородице и святым" на 9-й песни канона. В более поздних Уставах, в том числе печатных, этого уже нет. Не приходилось встречать в доступных мне певческих рукописях и самих тех припевов.
В печатном "Большом Уставе" 1641 г. (л. 444 об.; здесь и далее - ссылки на посл. изд.: Верещагино,2009) момент службы, о коем речь, описан так: "Полиелеос святым, поем Непорочны на три статии с припевы". Откуда вообще-то явствует ТО ЖЕ, что и из приведённых выше рукописей:) Но далее в указе "Аще прилучится Триех святителей в неделю" (л. 446) уточняется: "На утрени обычныя кафизмы и ... Непорочны с тропари своими ... И посем полиелеос святым, и поем Непорочны же"(это указано и в Минее праздничной). То же повторено и в уставе о Триех свт. в Недели о мытаре, блудном и мясопустную (л. 447). Где сказано, что по Непорочных и тропарях "Ангельскии собор" "поем два псалма по обычаю, еже есть, Хвалите имя Господне". Однако тут же (л. 446) есть и ИН УКАЗ: "По обыч. кафизму ДВУ поем Непорочны с припевы святительскими ... по конце ... поем тропари "Ангельскии собор" и прочия". Про хвалитные псалмы здесь НИЧЕГО НЕТ. Вероятно, подразумевается, что они ОСТАВЛЯЮТСЯ. Т.е. это остаток той традиции, что отражена процитированными выше рукописями. Но более поздние старообрядческие списатели Уставов были с этим уже не согласны. Так, в "Поморском уставе" (рубеж XVII - XVIII вв.; л. 100 по изд.:М.,2006)о том же случае совпадения сегодняшнего дня с воскресным говорится: "По двух каф. поем полиелеос, ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ. И величание святым на три статии по крылосом, вместо (избранного - о.А.П.) псалма каф. 17-я ... Да и тропарь "Благословен еси Господи". В этом случае "Хвалите" поют ПЕРЕД тропарями "Ангельскии собор". Хотя обычно - ВСЕГДА после. Последнее абсолютно логично. Т.к. ТОЛЬКО после вести о Воскресении Христа, заключающейся в сих тропарях, наступает ПОБЕДНОЕ ТОРЖЕСТВО, выражаемое пением полиелеоса! Тем не менее, указание об этой "перемене слагаемых" благополучно существует уже не один век. Что тоже вполне объяснимо: никак невозможно петь сперва величания с 17-й каф., потом "Благословен еси",а затем "Хвалите" ... без величания:)
Однако для тех, кто не руководствуется только "Поморским уставом", коль скоро описанный выше "Ин указ" присутствует в "Оке", возникают следующие вопросы:
1)Допустимо ли устранение "удваивания" 17-й каф. на воскр. утрене в Недели блуднаго и мясопустной? Если "да", то получится, что "Ангельскии собор" будет после не только хвалитн. псалмов, но и "На реце Вавилонстей":)
2)Возможно ли распространить оный "ин указ" на случай сего года: Три свт. - в суботу, когда на утрени тоже чтется 17-я каф.? Если "да", получится одна (!) 16-я кафизма на утрени, а потом сразу Непорочны с величаниями, без хвалитных псалмов перед ними:) Кстати, сему есть и ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ - богослужение Вселенских родительских субот, Мясопустной и Троицкой. А также 2-й,3-й и 4-й субот Великаго поста. Когда изо всех усопших в первую очередь воспоминаются СВЯТЫЕ:) Только там стихи с припевами вместо величаний, заупокойные ектении и пр., но в общем ПРИНЦИП ТОТ ЖЕ:)
Предлагаю желающим поразмышлять:) Но СУГУБО ТЕОРЕТИЧЕСКИ. На практике лучше, конечно, придерживаться того понимания указаний Устава, что принято в конкретной общине.
Ещё раз с праздником всех Вас!:)

Просто интересно, История Церкви, Церковное искусство, Богослужение, Наука, Историческая Новгородчина, Традиции старообрядчества, Великий Новгород, Месяцеслов

Previous post Next post
Up