Обители и водители

Feb 06, 2011 23:51




Сегодня после службы сходил в музей, на лекцию замечательной исследовательницы новгородской старины Людмилы Андреевны Секретарь. Речь шла о монастырях Великого Новгорода и окрестностей. Каковых к сер. XVII в. было аж 64 (!). Что само по себе удивительно даже по древнерусским меркам. Для сравнения, в Москве того же времени обителей примерно в два раза меньше (хотя многие из них, конечно, крупнее новгородских). Основой выступления стала новая большая книга Людмилы Андреевны, посвящённая той же тематике, плод почти 10-ти лет работы, сигнальный экземпляр которой уже вышел из типографии:) Отрадно, что на её страницах есть фото и нашего храма, в том числе служб в нём:) Ещё бы, ведь он тоже бывший монастырский:)
Выступавшая особо остановилась на очень органичной "встроенности" монастырей в живую историю Новгорода. Сначала обители были княжескими, затем - "владычными" и "кончанскими" (это те, что основывались и поддерживались богатыми людьми конкретных городских районов - "концов"). Особняком стоИт монастырь преп. Антония, основанный выходцем из зарубежья (о нём см. http://o-apankratov.livejournal.com/15947.html ). Впоследствии, после присоединения к Москве, начинает преобладать "епархиальное" начало. Наконец, при т.н. "учреждении штатов" в 1764-м бОльшая часть монастырей упраздняется:( И к 1917 - му их остаётся всего 14. В наши же дни, с нач. 1990-х, вновь действует всего 3: Юрьев (с Перынским скитом при нём; один из древнейших, сущ. уже в нач. XII в. как минимум; вид на него - на фото под заглавием),Хутынский и Вяжищский (два последних теперь женские, а до 1917-го были мужскими).
"Под занавес" лекции собравшимся показали фильм о "Параше - сибирячке". Её история потрясла в нач. XIX в. всю Россию и Европу, стала основой сюжетов романов, пьес и даже одной из опер Доницетти (!). Элементы её просматриваются и в пушкинской "Капитанской дочке". Вкратце, девушка по имени Прасковья (не из Подмосковья:)) Лупполова, дочь оклеветанного и сосланного с семьёй в сибирский г.Ишим офицера "из Малороссии", пешком (!), за полтора года(!), испытав в дороге массу невзгод и приключений, пришла в Петербург (в 1806-м). Дабы испросить прощение для своего отца у недавно воцарившегося тогда Александра I. Император милостиво простил. А девица, по данному ранее обету, ушла в монастырь, но не успела принять пострига. Поскольку скончалась уже в 1810-м, в возрасте всего лишь 25-ти:(
Было это в новгородской Десятинной обители. Но могилы нет, т.к. храм, где она находилась, был окончательно разрушен уже в послевоенные годы:( И теперь там даже не руины,а, скорее,их остатки:(
Слушал, смотрел и думал: как часто, причём во все времена, в нашей стране (наверное, не только, но у нас это как-то обострённее, что ли) ТОРЖЕСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ - ЭТО ЧУДО. Требующее ОСОБЕННЫХ личных жертв ...
А выйдя из музея и сев в маршрутку, почти физически столкнулся с другой проблемой Отечества - межнациональными отношениями и разными подходами к ним. Водитель - то ли таджик, то ли узбек (на наших маршрутках они почти все такие). Рядом с ним - пьяненький по случаю выходного дня русский мужичёк, похоже, из "пролетариев". Что у трезвого на уме - у него на языке. Он и ляпни тому шофёру, мол, "понаехали тут, чёрные, всё захватили" и пр. И вдруг русский же, но трезвый и на вид более культурный мужчина из пассажиров как начнёт материть того поддатого! Мол, это ты позоришь наш народ, не пил бы, так сам бы и сидел за рулём, и т.п.! Больше того, полез пьяного бить! Да так, что машина остановилась (как раз на главной площади, у обл. администрации:)),"культурный" вышел, пытался открыть дверь справа от водителя (выпивший сидел там)и выволочь "шовиниста"(!). Но как-то не смог, сел обратно:) А сзади подошла другая маршрутка, встала рядом. На всякий случай. Оттуда на происходящее глядел другой шофёр из Средней Азии, на вид довольно крупный, крепкий мужчина. Наверное, чтобы вмешаться, помочь своему, если дело примет слишком серьёзный оборот. Ну, думаю, сейчас начнётся "наш маленький Египет"(или Манежная площадь, если угодно):( Но,слава Богу, обошлось. Однако пока тот "культурный" не вышел, всю дорогу "обменивались любезностями":( Вот оно, "единство" русского народа:(
...Так и живём - возвышенное и печальное рядом. Жаль только, что первое всё больше в прошлом:(

Просто интересно, История Церкви, Староверы и внешние, Наука, Господствующее исповедание, Историческая Новгородчина, Великий Новгород, Зодчество, Остроактуальное

Previous post Next post
Up