"Савины главы",ч. 2: воскресная всенощная, начало нефимона

Dec 02, 2011 15:59




Обратите внимание на постоянное цитирование источников с различными указаниями. Устав составлен как их своеобразный свод.
Каждения на "возвахах" малой вечерни в старопечатном Большом Уставе не указано, поэтому в большинстве старообрядческих приходов его не бывает (а вот "липоване" в Румынии и прилегающих землях кадят:)).
Также показательно повеление кадить "от Креста" - это беспоповская редакция, связанная с отсутствием у них св. алтаря. В дониконовских оригиналах вместо Креста, конечно, свв. престол и алтарь.




Без сомнения, в цитате из Соловецкого устава под "празднуемым святым" подразумевается лишь бденный.
Указание о совершении Полунощницы и Павечерницы "в келиях" относится к практике монастырей и некоторых беспоповских общин. У "поповцев" эти службы неизменно бывают в церкви.




В старопечатных уставах нет отдельной главы о Средней вечерне, указания о ней "рассыпаны" по "Оку церковному" и некотрым другим книгам. Здесь же они сведены воедино.
Характерны и указания на осбенности исполнения песнопений, - "поют знаменной",т.е. крюковым распевом, а не просто на обычную мелодию гласа.Это признак праздничности службы.







На правой странице нижнего листа - взятое неизвестно откуда указание не петь 1-й раз конец у тропаря на "Бог Господь",реально,насколько знаю,не соблюдающееся.
Редко где бывают теперь и чтения перед екса - псалмами и между кафизмами. Соответственно,и концы седальнов теперь в основном не поют.




Уникально указание о 3-х поклонах на "Поклонимся Отцу", обычно кладётся лишь один.
Также и выноса Евангелия для чтения на середину храма древними Уставами не предумотрено. Скорее всего, это домысел беспоповцев, связанный с отсутствием у них св. алтаря, где оно читается согласно старопечатным Служебникам и иным книгам. Несколько отличается от изложенного там же и текст 3-й молитвы при целовании Евангелия.




Здесь любопытно повеление при чтении двух Евангелий на Утрени прикладываться лишь после второго. Не встречал такого ни в других источниках, ни на практике.




Показательно отсутствие упоминания о пении "Утверди Боже" перед "Честнейшую" и отпустом Утрени: там содержалась молитва за царя, которую не все из беспоповцев творили :)

Продолжение последует ...

Традиции старообрядчества, Богослужение

Previous post Next post
Up