Снова дома ... и начало фотоотчёта о Палестине: ночная прогулка кО Гробу Господню

Oct 21, 2011 21:01

Почти уже минувшая седмица дала большое количество тех впечатлений, что запоминаются, пожалуй, на всю жизнь ...
Ещё бы, ведь мне грешному впервые сподобилось побывать на Святой земле, посетить Иеросалим, Вифанию, обители преп. Георгия хозевита и Герасима иорданского, место Крещения Господня, Иерихон, гору сорокадневного поста и искушения Спасителя, а также побыть немного в Вифлееме, на месте Его Рожества ...
И мог бы увидеть значительно больше, ведь группа прихожан Рогожского, которую я сопровождал, находилась там почти всю неделю. Но пришлось покинуть её после всего двух с небольшим дней пребывания, дабы попасть на Освященный Собор нашей Церкви, завершившийся вчера.
Он также дал немало ярких, запомнившихся моментов. Основным из коих, наверное, стало отлучение пресловутых "неопасхалистов", идейной борьбе с которыми здесь уделялось ощутимое внимание (см. http://rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/v-moskve-na-rogozhskom-nachal-rabotu-osvyashchennij-sobor )... Не зря, значит, "бились" :)
Однако обо всём по порядку ...
15-е октября, суббота, табло с обозначением нашего рейса в "Домодедове":





Был день памяти преставления (в 1368 г.) св. благоверныя княгини Анны Кашинския.
Канон ей помолились прямо перед вылетом:




Не прекращали молитв и в воздухе:




Спустя четыре часа в иллюминаторе показались огни Тель - Авива:




Вошли в здание весьма известного аэропорта "Бен - Гурион" (извиняюсь за кач - во снимка) :




Огни чужого города (мимолётное фото из окна автобуса, следующего в Иерусалим):




Прибыли в небольшую гостиницу в арабском квартале с гордым именем "Виктория" :)
В фойе нас встретило объявление до боли родного содержания:




Устроившись в отеле и отмолившись вечерню с павечерницей (утреню "труда ради путнаго" оставили), отправляемся ко храму Воскресения Христова...
Идём по улице "Салах-эд-Дин" (в честь арабского изгонителя крестоносцев :)) :




Наконец показываются мощные стены и башни Старого города (построены в основном турками в XVI в., при султане Сулеймане Великолепном, но с использованием частей более ранних укреплений):




Слева характерная закрытая лавка. Весь центр Иерусалима буквально усеян ими, поэтому днём передвигаться здесь довольно-таки трудно. Ведь почти половину товара арабы - торговцы выносят на уличные лотки, изрядно перегораживающие проходы ...
То ли дело гулять ночью, как мы :)

Поворачиваем направо и вскоре видим находящуюся под основанием стены пещеру:




Это вход в т.н. "пещеры царя Соломона", где, по преданию, добывали камень для строительства знаменитого Храма.
Но реальное предназначение и время создания сего объекта, тянущегося под землёй метров примерно на 200, не известно.
Любопытно, что в XVIII в., на основании предания о связи пещер с Храмом, здесь проводились масонские посвящения ("вольные каменщики", как - никак :))

Стены меж тем впечатляли грозным величием, как бы вырастая из скал:







Показались Дамасские ворота:




Слева от них в результате раскопок раскрыты изрядно ушедшие в землю остатки тех же ворот эпохи Римского владычества (о чём напоминает нарисованный на поясняющем плакате легионер) :




Именно через сии врата ходил и св. ап. Павел, поскольку неоднократно путешествовал из Иеросалима в Дамаск, о чём говорится в "Деяниях"...

Окованные железом створки ворот чуть ли не современны времени их возведения (это, напомню, XVI в.):




И Дамасские, и прочие виденные мною ворота местной крепости имеют внутри Г - образный проезд, перекрытый над углом живописной сводчатой конструкцией:




За воротами перед нами предстают кварталы и улочки Старого города:




Идём по одной из них ("Сук Хан эз - Зейт" :)) , вслед за гидом (он справа) :




Кстати, оказался незаурядной личностью :)
Дмитрий Кимельфельд, уроженец Киева (в Израиле с 1991-го) - один из трёх авторов путеводителя по Иерусалиму "Семь дорог" (на русском вышел в 2009-м в Ростове - на - Дону; мне достался один из авторских экземпляров с дарственной надписью :)), бард и поэт, ведущий передач на местном русскоязычном телеканале и пр. (заснял его прямо в экскурсионном автобусе :)) :




Вскоре видим, как налево и вниз уходит "Виа Долороса", Крестный путь Христа, местами напоминающий тоннель:




На его пересечении с нашей улицей, - т.н. "7-я станция", т.е. остановка Спасителя по пути на Голгофу (по католической традиции; "Крестный путь" вообще практически полностью в её русле):




За этими дверями, по словам нашего гида, - часть угловой колонны того храма Воскресения на Голгофе, что был построен св. царицей Еленой в 335 г. По данным археологии, он являлся ОГРОМНЫМ сооружением (пятинефная базилика с ротондой габаритами примерно 35 х 116 м), в несколько раз превосходящим нынешнее вместилище Гроба Господня, возведённое в основном крестоносцами после 1099-го. К сожалению, та прекрасная церковь была разрушена сперва персами в 614-м, а потом халифом Аль - Хакимом в 1009 г. (он, кстати, весьма таинственно окончил свои дни: просто вышел из дворца и больше не вернулся, в 1021-м ) ... :(
По другим же данным, та колонна - часть архитектурного обрамления Кардо Максимус, - главной улицы римского города Элия Капитолина, построенного на месте Иерусалима, сровнянного с землёй после подавления восстания иудеев в 70 г. по Р.Х.

Улица, по которой мы поднимались, превратилась меж тем в лестницу (Голгофа это всё-таки гора) :




Выходим на площадь с прямо-таки триумфальной аркой слева:




За этим сооружением XIX в. - улица, застроенная зданиями, в основе которых, по словам нашего гида, - "казармы крестоносцев":




А справа, напротив арки, - Александровское подворье русского Палестинского общества (мы ещё побываем здесь внутри) :




Прямо же - скромный вход (почти калитка :)) непосредственно на небольшую площадь перед входом в Храм Гроба :




На объявлении слева - правила посещения (сказано в т.ч. что нельзя проходить с оружием, что актуально в этих, в общем, неспокойных по известным причинам местах ). Отрадно, что запрета снимать нет, как и денежной платы за фото :)
Потому смело проходим ...
... и прежде всего видим остатки античных колонн, опять - таки, то ли от базилики, выстроенной св. Еленой, то ли от главной улицы Элии Капитолины:




Напротив них, справа по ходу, единственный на сегодня вход в Храм (извиняюсь за кач-во этого и следующего снимков):




Слева от него, - колокольня (явно недостроенная, как некоторые готические соборы Европы :)) :




А справа и чуть вверху, - часовня Совлечения Одежд (при крестоносцах здесь был вход на Голгофу):




Она принадлежит католикам ... Храм вообще разделён между православными греками ("держащими" собственно Гроб, место Распятия и главный алтарь Воскресения), латинянами, армянами, коптами и эфиопами; велие "смешение язык" ...

Посмотрев на фасад одного из зданий на площади (это армянская часовня св. Иякова, характерен крест - "хачкар" над входом) ...




... и сделав общее фото на память :




... входим в Храм и прикладываемся к лежащему прямо за ним Камню Помазания (здесь, по Преданию, умащали перед погребением снятое со Креста Тело Господа) :




Красноватая мраморная плита постоянно влажная, как бы покрытая тонким слоем благоуханного мира (не видел, чтобы её кто-то специально смачивал) ...
Кстати, где-то здесь же были и могилы четрёх первых королей - крестоносцев (Готфрида Бульонского и пр.) :)

Справа от Камня - архитектурно обработанная вершина Голгофы.
На её первом ярусе - греческий придел Главы Адамовой, на месте пещеры, куда со Креста стекла Кровь Спасителя и омыла кости первого человека, избавив нас от первородного греха:




В верхней части алтарной апсиды хорошо заметна византийская "полосатая" и плинфяная (из очень тонкого кирпича) кладка.
Предполагаю, что это следы того возобновления Храма, что предпринималось византийцами в XI в., при имп. Константине VIII и Константине IX Мономахе, когда Иерусалим уже был под властью мусульман ... Иконостас и прочее, понятно, практически современные ...

А над приделом Адама , - непосредственно место Распятия (сюда поднимаются по крутой лестнице с огромными каменными ступенями; на коленях молятся не старообрядцы, а другие паломники, в Храме вообще-то шла служба):




Убранство его, увы, в основном очень позднее и откровенно малоинтересное ... :(
Впрочем, любопытны многочисленные светильники, XIX, вероятно, века:




Паникадило с лампадами, как у нас, без эл. лампочек :)

И совершенно прекрасны мозаики на сводах (а не на стенах, там "шедевры" позапрошлого столетия) правой части пространства Голгофы (это католический придел Пригвождения ко Кресту). Выполнены они, безусловно, при крестоносцах, где-то в 1-й пол. XII в., под ощутимым влиянием Византии.
В арках это орнаменты, причём в каждой свои, не повторяющиеся:







В западной части придела на сводах свв. пророки (в центре, в круге, - голубь, символ Св. Духа) :




В восточной - свв. апостолы (это, например, Петр) :




И Сам Христос:




Ещё восточнее, над престолом, - Крест (латинский, разумеется) в окружении голубей:




Больше древних настенных мозаик или росписей в Храме Гроба, к сожалению, не сохранилось ... :(
А ведь были наверняка ... :(

Меж тем подошла наша очередь подойти к месту Распятия (пока стояли, и "щёлкал" мозаики)...
Справа от него заметна расщелина, образовавшаяся при землетрясении во время смерти Господа (именно по ней стекала Кровь в пещеру Адама):




Она же поближе:




Тут же - фрагмент мозаичного пола, вероятно, также "крестоносной" эпохи:




Покланялись месту Распятия по - нашему, с земными поклонами в подрушники, без католического по происхождению "ползания на карачках" :




Покидая вершину Голгофы, обратил внимание на памятники XVIII - го, вероятно, века:
- икону Архангела Михаила, попирающего сатану, над северным проёмом к месту, где стоял Крест:




- и патриарший трон у южной стены основного Распятского придела:




Спустившись по второй крутой лестнице с Голгофы и пройдя чуть вперёд, между Камнем Помазания слева и стеной храма Воскресения справа, и обратив внимание на большую икону, справа же, с грузинскими надписями, в резном и расписном киоте ( XVIII - й, безусловно, век) :




... оказались перед знаменитой Кувуклией, мраморной часовней, покрывающей сам Гроб Господень (точнее, чуть левее её) ...
Сооружение сие весьма позднее, 1810 г. Как видно, южная его стена в лесах, в процессе некий ремонт или реставрация ...
Здесь, как уже говорилось, шла служба, так что близко подойти не получилось:




Зато была возможность обойти и её (поклонившись Кувуклии с западной стороны при полном отсутствии каких-либо инославных :)) , и прилегающий храм Воскресения по кругу, с севера на юг, т.е. "по солнцу" :)
Пробежав "скучный и грустный" модернистический придел католиков (с оргАном даже :)) в северо - западной части здания, полюбовались на остатки мощных византийских колонн (не Храма ли св. Елены?) из раскопок, выставленные в северном нефе:




За алтарём "Кафоликона" (главной Воскресенской церкви) спустились в подземный храм свв. Константина и Елены, ныне армянский:




Стены ведущей туда лестницы буквально испещрены граффити времён крестоносцев:




Терпеливые были люди: надо же столько нацарапать, да ещё так основательно :)

Собственно храм, убранство позднее:




Но капители колонн явно средневековые:




Чуть вправо и вниз расположена ещё одна пещера, где обрели Честныи Крест. Но католический придел там ничего, кроме грусти, не вызвал, не хотелось даже фотографировать его ... :(

Зато поднявшись вновь наверх и повернув направо, обратили внимание на придел Возложения Тернового Венца.
Основанием престола в нём служит фрагмент античной колонны, по Преданию, как раз той, на которую посадили Христа, дабы увенчать тернием :




Приблизившись уже к выходу, заглянули на минутку в греческий "Кафоликон".
Запечатлел здесь большое паникадило, скорее всего, современное, и, увы, электрифицированное:




Там же и неплохие новые росписи "под Византию", но было как-то не до них.
Из-за скопления народа не удалось увидеть и знаменитый "пуп Земли", находящийся здесь же ...
Да и не во всех приделах побывали ...
Но всё равно вышли невероятно обогащёнными духовно, с МОРЕМ ярких, светлых впечатлений :)

Вид из дверей Храма на площадь перед ним:




Немного прошли по окрестностям ...
Вот второй вход на площадку Храма, со стороны "дороги св. Елены" :




А соседняя улица Христианского квартала (владельца лавки слева, судя по вывеске, зовут Дмитрий, а справа, - Андрей, последнее имя написано по - русски :)) :




... сохранила мощение аж риских времён (периода Элии Капитолины, о чём там, прямо на камнях, гласит металлическая табличка) :




К гостинице возвращались уже не через Дамасские, а через т.н. "ворота Ирода" (вид изнутри, из Старого города):




... и снаружи:




Обстановка прилегающего арабского района иногда располагала к лёгким проявлениям чувства юмора :)
Так, осталось неизвестным, в курсе ли хозяин сего заведения, что означает его название на русском языке:




:)
По какой-то иронии судьбы именно напротив него и был поворот НАЗАД, в нашу гостиницу :)

Завтра последует продолжение :)

Святая земля, Церковное искусство, Неопасхализм, Зодчество, Староверы и внешние

Previous post Next post
Up