День третий

Jan 25, 2013 08:00


День третий.
Бывают такие дни, когда ты за несколько часов узнаешь больше, чем узнал за год. Или, если точнее сказать, когда многое из того, что ты знал до этого дня складывается в цельную картину. И кажется что без посещения Святой Земли многое из Священного Писания и Предания останется не понятым. Еще вчера вечером на утрене в Горненском монастыре во время чтения Евангелия подумалось, что здесь даже Священное Писание понимается по-другому. К примеру, что для русского уха значат слова "иде в Горняя со тщанием во град Иудов"? Что где-то там есть какое-то "горнее", какой-то город Иуды... А тут это звучит примерно так: "шла с Сумской на Баварию" (харьковчане поймут, а иногородние заменят на понятное и близкое им). И из-за этого Евангелие становится ближе. И для того, что бы это почувствовать надо побывать здесь.
Необходимо отдать должное нашему гиду, замечательному молодому человеку по имени Денис. Он приехал из Энгельса, еще семнадцать лет назад. Он любит то, о чем рассказывает. И это очень важно и полезно для нас-слушателей. Мне иногда кажется, что я своими вопросами ему уже начал немножко надоедать, но тем не менее он терпеливо и с увлечением рассказывает нам не только об истории Палестины, но и о быте и отношениях в сегодняшнем еврейском обществе, про ортодоксов и хасидов, про трудности христиан на Святой земле и о многом другом.
День наш начался с посещения Лавры Саввы Освященного. Для нас Лавра-это большой монастырь с громадными храмами, многочисленной братией и строгим наместником. Для востока, лавра-это всего лишь дорожка соединяющая кельи братий живущих уединенно, иногда на довольно приличных расстояниях. В лавру прп. Саввы не пускают женщин. Мужчин пускают с десяти утра и до темна. Для того, что бы попасть внутрь необходимо позвонить в колокольчик на двери без единой ручки или зацепки. Тогда двери вам откроет улыбчивый монах, который немного говорит по-русски. Вы пойдете вниз по древней лестнице и окажетесь в небольшом дворике, почередине которого стоит маленькая часовня с новой медной крышей-в ней когда-то почивали мощи прп. Саввы. Рядом вход в небольшой (по нашим меркам) храм. Стены в нем темные от копоти, по стенам красивые огромные иконы. Несколько десятков паникадил со свечами-надо думать что в монастыре нет электричества. Из братии никого не видно и не слышно. Перед нами только беззвучно открываютс двери, а ак только мы входим в них, они тут же закрываются. Никто не знает о том, сколько там братий-они не любят об этом говорить. В храме мощи святого Саввы в несколько необычном для нас ковчеге. Обычно мы прикладываемся к мощам сверху и они в нашей традиции закрыты облачением. Здесь же прикладываются сбоку, со стороны левого плеча, причем преподобный одет как простой монах, с открытыми руками и лицом. Рассказывают о пальме, котора вопреки законам природы растет там на скале. Пока мощи преподобного были тут-она зеленела, как только их забрали и отвезли в Рим-пальма засохла. Ее никто не рубил, так и стояла. И вот совсем недавно, когда мощи снова вернулись в монастырь пальма опять зазеленела. Теперь братия дает паломникам небольшие кусочки ее листьев, которые при должной молитве и усердии со стороны просящего помогают в том, что бы забеременеть. Уже когда мы выходили тот же улыбчивый монах напоил нас вкусным красным чаем, вкуснее которого я никогда не пил.
Дальше мы двинулись в монастырь прп. Феодосия Великого, общих житий начальника, память которого как раз была сегодня. Меня удивило, что людей было совсем немного-всего тысяча-полторы. Не то, как бывает у нас в престольные праздники. Войдя в храм мы увидели, что патриарх Иерусалимский читает проповедь с бумажечки. Рядом стоит архиерей-араб и по бумажечке переводит его проповедь с греческого на арабский. В храме полный шум, галдеж, разброд и шатание-никто не слушает, кто-то смеется, кто-то кричит на детей, кто-то просто болтает. Я вспомнил наш храм-патриарх иерусалимский может позавидовать дисциплине и усердию наших прихожан-когда идет служба или священник говорит проповедь все стоят прямо и внимательно слушают.
Я стал в правой части храма, приложился к мощевикам и попытался вслушаться в проповедь-вдруг хоть несколько слов пойму. Рядом со мной стояла высокая женщина. Увидев что я священник, она спросила, приложился ли я к мощам? Я сказал что да. И тихо, наклонившись к ней на ухо спросил, о том, что всегда ли патриарх читает по бумаге, иди иногда говорит проповеди как наш святейший? Женщина изменилась. Прошипев, что нас святейший для нее никто и проповеди его она не слушает. Я спросил, а кто ее патриарх. Она сказала, что вот, дескать, Иерусалимский. Я просил ее где она живет. Она отвечала что в Москве. Я уж не стал спрашивать ее, почему она живя в Москве решила считать себя чадом именно Иерусалимской ПЦ, и почему не Румынской или Американской.
Затем я вышел на улицу и тихонько, стоя возле тоненького каменного заборчика по южную сторону храма пропел тропарь и кондак преподобному. Пока я пел, с другого конца заборчика, смуглый мальчик лет восьми пытался ломом этот заборчик сломать. И никто, похоже, кроме меня не обращал на это внимание. Полный двор народу, все болтают, мальчик ломает ломом заборчик-а всем все равно. Наверное так принято на востоке...

Продолжение следует...(не успеваю всего написать сразу, буду постепенно)

Posted via LiveJournal app for iPad.

Святая земля, путешествия, паломничество

Previous post Next post
Up