...когда вспоминаю смерть.

Jan 28, 2011 16:57



Сегодня два погребения в Тишках-один старичек, и совсем в другом конце села-бабушка. А какие разные бывают погребения. Об этом, наверное, только священники знают. Те кто что-то продает для похорон или возит покойника на машине этого не знают. У них все одинаково-пришли, заказали и ушли. А священник на погребении находится как бы в самой сердцевине всего дела (не считая покойника, конечно).
Умирают все. Вне зависимости от возраста, пола, успешности или состояния здоровья. И сам этот факт уже должен насторожить простого обывателя, заставить задуматься, что-ли. Но ничего такого не происходит. Никого это не изменяет. Посмотрят, посмотрят на покойника, отметят это дело за столом-и все.
Я очень люблю похороны священников. Казалось бы, ну вот, умер такой же как и ты, тоже вот так вот стоял у Престола, исповедовал, хоронил-тут плакать надо. А мне радостно. Радостно, потому, что вот он, тот собрат что в гробу в белом облачении лежит, он уже с Ним встретился. С Тем, кому служил, перед кем каялся. Поэтому для меня похороны иногда бывают радостными. А случается так, что человек умер внезапно. То есть совсем внезапно. Смерть она же всегда неожиданно приходит, даже если ты уже лет десять как лежишь без движения и ждешь ее. А совсем внезапно-это когда ты жив, здоров, и тут-авария, теракт или просто банальное убийство. У тебя же куча планов была как день провести, ты, может, жениться собирался. А тут так жутко и нелепо... Столько всего не успел, недоделал, думал-еще вся жизнь впереди. Такая неожиданная смерть втройне ужасней и такие погребения очень неприятны. Все плачут, мечутся, не знают что делать. Приезжает много людей, все в черном, мужчины нарочито серьезны, почему-то почти всегда в кожаных куртках. Женщины в платках и черных очках. На таких погребениях скорбно, но все слушают что ты говоришь. Тут человек оказыватся как бы у тоненькой черты, проведенной между жизнью и смертью. Ему страшно, он подавлен и молчалив. Интересно, откуда такой обычай одеваться во все черное на похоронах? От этого все кажется еще более ужасным, чем есть на самом деле. А если добавить к черным одеждам еще и жуткую похоронную музыку-думаю, для человека, угнетенного расставанием с близким, это невыносимая пытка.
Когда умирают дети самое сложное-это говорить проповедь. Отпевать легко, там в последовании такие слова, что пробирают насквозь, утешают, лечат. Но, наверное, это может почувствовать только тот, кто верит Христу, а для того, кто не доверяет Богу-это настоящая пытка. Бывает, может и хочу сказать, и слова есть-на посмотрю на убитых горем родителей и... промолчу. Когда-то хоронил малыша у нас в селе. Сказал на проповеди: "Родители, ребенок ваш в Царстве Небесном. Если вы желаете увидеться с ним-потратьте свою жизнь на подвиг вхождения в это Царство. И там вы увидитесь и уже никогда, никогда не разлучитесь". На следующий день в селе говорили, что я пожелал родителям побыстрее умереть, что бы они увиделись со своим умершим малышом.
Бывают и быстрые похороны-это когда родня неверующая, все спешат и все за все заплатили. Им некогда церемониться, мол, отпойте по быстрому, что бы все как у людей было. Тут просто неприятно и чувствуешь себя каким-то работником ЖКХ. Но пересиливаешь себя. Может покойный и виноват в том, что у него таккая родня, но все равно за него помолиться надо-христианин же.
Вообще, погребения-это один из самых неприятных моментов священнической практики. У нас когда-то был один священник, сын маститого протоиерея. Через несколько дней после своей священнической хиротонии он пришел к архиерею и попросил, что бы владыка его запретил. На вопрос о том, что случилось, батюшка сказал, мол, на погребении надо доставать из рук покойника разрешительную молитву, а я не могу. Брезгую. Ну какой из меня священник. Не знаю, что владыка сказал ему, но, кажется, он не служит.
Когда умирают старики, кажется, будто человек прошел свой путь, иногда совсем не легкий, не простой, и теперь он идет туда где нет старческих болезней и немощей, скорби, уныния и одиночества, которыми окружены пожилые люди.
Вот если бы каждый помнил, что умрет, что бы тогда изменилось? Может быть мы бы стали друг к другу немного внимательней и терпимей? Может быть мы перестали бы относиться к похоронам как к странной и тяжелой обязанности, а научились бы радоваться рождению человека в другой мир. И белые облачения были бы весьма кстати.

Posted via LiveJournal app for iPad.

жизнь и смерть, жизнь вечная, via ljapp

Previous post Next post
Up