цинизм гештальт-терапевта

Mar 25, 2013 11:00



jean-leon gerome. diogenes (1860)



в последние дни на слуху у меня то и дело оказывается слово "цинизм". рассуждали с приятелем о цинизме медработников, вспоминал любимы роман мариенгофа для группы "читать-модно" - и т.д. вспомнил и про горячие обсуждения темы "цинизм" в своей психологической группе (там есть блистательные посты - почитайте, кому интересно http://vk.com/topic-24099207_24131615).

и вот решил я написать про это, потому что и гештальт-терапевты также замечены в цинизме. фредерик пёрлз, например, на закате жизни и вовсе практически прямо воплощал в жизнь заветы киников - он мог себе это позволить, так как обрел большую известность и, соответственно, обширную клиентскую базу.

в новейшей литературе принято разграничивать цинизм как философско-психологическую установку общественного поведения и кинизм - как античное философское учение.

что касается цинизма гештальт-терапевта, то он, хочется верить, ближе к последнему.

итак, вот определение цинизма (копи-пэйст из статьи и.м. нахова*, ссылка приведена ниже)

1) намеренное оскорбление и осмеяние чувств, ценностей, символов определенных социальных слоев
2) бесстыдство, грубая откровенность, направленные на осмеяние общепринятых моральных норм
3) неверие в искренность человеческих поступков, в доброту людей, выраженное в форме глумления и насмешки

пройдемся теперь по пунктам, применительно к профессиональному кодексу гештальт-терапевта и лично ко мне.

все-таки грубое и злостное осмеяние чего-либо - это личное дело каждого. но тот факт, что гештальт-терапевт "по долгу службы" вынужден ставить под сомнения правила приличия и социальные нормы в своей ежедневной трудовой практике приходится с облегчением признать.

еще зигмунд фройд определял невроз через гипертрофированное, гиперответственное следование социальным нормам, которое входит в кости и плоть индивида настолько, что он сам начинает наказывать себя симптомом за "нечистые помыслы", которые настолько пугают его своей "греховностью", что оказываются вытеснены из его сознания. таким образом причины симптома оказываются неизвестны самому его носителю/создателю.

так что например запрет на выражение злости, раздражения, гнева лежит в основе огромного числа психосоматических расстройств. вернуть индивиду трезвое критическое отношение к общественным конвенциям - повседневная задача психотерапевта. почти все мои клиенты хотя бы однажды во время прохождения терапии нет-нет да подерутся с моими красивыми бин-бэгами в горошек, которые я уже навострился придерживать для них на манер груши.

тут вспоминаются и античные киники с их демонстративной естественностью и телесностью, которую они превращали в то, что сегодняшние художники-авангардисты назвали бы "перформансом". я убежден, что действия диогена не следует прочитывать как всеобщий призыв к публичному удовлетворению телесных нужд, но что эти действия (как и действия современных художников) направлены на снятие заряда культурного стыда, табу, наложенного на тело. и эти действия имеют катарсический и терапевтический эффект. и даже то, что современное искусство как будто само просится, чтоб его поругали как следует в самых смачных выражениях - это та его отличная работа, которую оно делает для нас.

возможно мне показалось, но даже те весьма сдержанные примеры простого описания чувств, которые возникают у людей по тем или иным поводам, которые я приводил на лекции, вызвали у некоторых слушателей подобие культурного шока. для многих например немыслимо представить себе, что можно ненавидеть собственных родителей, а уж тем более говорить об этом. это мы аккуратно впишем в подпункт два нашего определения цинизма, "грубая откровенность". гештальт-терапевты называют чувства своими именами. грубая откровенность - это наше второе имя. естественно, при этом неплохо бы поглядывать на клиента, что его не хватил уж совсем кондратий.

пункт третий - неверие в людскую искренность, да, виновен, ваша честь. частенько приходится усомниться в искренности тех или иных действий или высказываний. если бы люди были хотя бы процентов на тридцать более искренними - хотя бы с самими собой эскваерами, - то у нас бы не было работы.

есть также и родственные черты между программой античных киников - единство собственной жизни и философии, стремление к нравственной независимости собственных суждений от навязанных догм (апедевсия) - и программой (профессиональным этическим идеалом) гештальт-терапевта. гештальт-терапевт старается не говорить клиентам того, чего он не думает и не чувствует. и относится к своим мыслям не как к самодовлеющей имманентной истине-в-себе или как-то там еще у них есть, а как к мнению субъекта, которое вполне может быть ошибочным.

думаю, наследие киников было опосредовано философией экзистенциалистов, о вкладе которых в теорию гештальт-подхода знает каждый первоклассник.

если же отвлечься от словарного определения цинизма и выделить некоторое смысловое ядро из того, что я понимаю под этим словом, имеем следующие компоненты:

- агрессивное (в смысле критическое) отношение к общественным нормам поведения. то, что как бы "само собой разумеется", "знает каждый" - может и должно быть подвергнуто сомнению и анализу.

- сохранение внутренней дистанции по отношению к своим чувствам и чувствам другого, какими бы они ни были. это тот самый "цинизм медиков", который повергает в шок даже их самих. гештальт-терапевт во время работы поддерживает два процесса в себе - и чувствующую часть, сопереживающую клиенту, откликающуюся на его эмоции порой парадоксальным образом (и применяет свои чувства в работе, как материал - цинично).

и в то же время он должен быть способен и дистанцироваться от своих чувств и чувств клиента и анализировать процесс трезво и в терминах теории - цинично, не правда ли, анализировать плачущего перед вами человека, да еще и временами откровенно сообщать ему о собственных выводах. без способности к дистанцированию и критическому анализу невозможно построить терапевтическую гипотезу. эмоциональная поддержка - это хорошо - но все же люди обращаются на личную терапию в поисках изменений в собственной жизни, для которых необходима трезвая её оценка.

- ирония. добавляется по желанию. является чудодейственной психологической защитой, хорошенько разрекламированной мистиками прошлого. мое личное мнение - без неё невозможно выжить на территории рф



*три интересные историко-теоретические статьи о цинизме/кинизме:
http://ec-dejavu.net/c/Cynyc.html#Nahov
(из статей станет ясно, причём тут собачки)


gestalt

Previous post Next post
Up