Напоминаю, что синаксарий - это записанная проповедь, особое чтение на Богослужении после 6-й песни канона Утрени. Сегодня синаксарии не читаются, т к приведены в Триоди Цветной на церковно-славянском языке и не понятны нашим современникам. Но наши предки их слушали, читали и размышляли над ними. Данный памятник православной письменности создан в 13-14 веке. Итак, Синаксарий:
"Пришла ты к колодцу за тленной водою,
Омылась от скверны и стала святою.
В этот день, в неделю пятую по Пасхе, мы совершаем торжественную память Самарянки. В этот день Спаситель со всей ясностью объявил Себя Мессией, что означает Христос, или «Помазанник» (от еврейского слова «меса» - «елей»). Нынешнее торжество назначено на это воскресение - день ближайший к Преполовению Пятидесятницы не случайно. Оно, думаю, продолжает тему воды. Как в воскресенье перед этим Господь совершает чудо в купальне, так сегодня - при колодце Иакова, который сам Иаков выкопал и даровал сыну своему Иосифу (см.:Быт.48,22). И это было особое место, где многие города населяли самаряне и притом расположенное близ горы Сомор (ныне - Гаризим).
Христос приходит в селение Сихарь, где некогда (как рассказывает Библия), в дни пребывания там Иакова с дочерью его Диной и прочими детьми, сын Еммора, Сихем-хореянин, возжелав и взяв Дину силой, стал сожительствовать с нею. По этой причине и братья ее, не стерпев оскорбления, внезапно вошли в город похитителей и всех до одного перебили, в том числе самого Сихема и отца его Еммора (Быт. 34:2-26).
Иаков, обитавший в тех местах, и вырыл упомянутый колодец.
Прежде же гору эту населяли не самаряне, а израильтяне, которые в царствование Факея оскорбили Бога. Результатом стали две войны с ассирийцами, после которых они сделались их данниками. Но через некоторое время, в царствование Озии, ими был заключён военный союз с эфиопами (т е египтянами). Узнав про то, царь ассирийский выселил их в Вавилон (см.: 4 Цар.17,3-6), а на прежнем месте приказал поселиться другим народа. Но Бог навел на переселенцев-язычников львов. Когда это стало известно ассирийскому царю, он послал к ним священника из иудеев (ибо там еще были пленные евреи), чтобы их приобщить закону Божию (см.: 4 Цар.17,24-28). И те немедленно оставили идолов, но приняли лишь Моисеевы книги, отвергнув Книги Пророческие и остальное Писание (см.: 4 Цар.17,29-41). Эти-то самаряне, названные так по горе Сомор, стали ненавистны возвратившимся впоследствии из плена евреям. Ненавистны за то, что лишь наполовину держались Ветхозаветной религии. Иудеи гнушались даже вкушать пищу вместе с самарянами, почитая их оскверненными. Почему и Христа не раз называли самарянином за то, что Он, как и те, нечто из Закона будто бы упразднил.
Итак, пришел Иисус в Сихарь около полудни и, утомленный дорогой, уселся отдохнуть. Только ученики отлучились за покупкой пищи, как приходит из города к колодцу некая женщин почерпнуть воды. У этой женщины Иисус просит напиться. Та - самарянка - замечает в ответ, что не должно им общаться, ибо и по выговору, и по одежде признала Его иудеем. Он же наводит ее на размышление о высоком, заговорив о Духовной Воде, которую представляет неиссякающей и очистительной, ибо и в иных случаях постоянно уподобляет Дух Божий воде и огню. Но женщина, упорно держась своего, возражает, что нет у Него такой воды, поскольку Он и черпака с собою не имеет, а колодец глубок. После переводит беседу на праотца Иакова, ибо тот выкопал колодец и сам из него пил... и скот его (Ин.4,12), и этим указывает на обилие, а также полезность и прохладу источника. Христос не говорит, конечно, что Он больше Иакова, дабы не привести женщину в ужас, но вновь говорит о Воде, доказывая превосходство той, что у Него, ибо пьющий ее не будет жаждать никогда. Женщина просит у Него такой воды, но Иисус велит ей позвать своего мужа, как бы для пущего уразумения преподанных слов. Та же отказывается, говоря: "нет у меня мужа". И Всеведец отвечает: «Хорошо ты сказала, ибо пятерых имела, как повелевает закон, а кого имеешь шестым, как беззаконно с ним сожительствующая, тот и не муж тебе» (ср.: Ин.4,17-18).
Некоторые толкователи под пятью мужьями разумеют Пятикнижие Моисеево, которое признавали самаряне, а под шестым - учение Христа, которое еще не было для них учением того Пятикнижия, ибо и благодать еще не излилась. Другие разумеют здесь пять законоустановлений от Бога: первое в раю, второе после изгнания оттуда, третье при Ное, четвертое при Аврааме, пятое при Моисее, а шестое - Евангелие, которого жившие тогда еще не имели. Есть и такие, что говорят о пяти чувствах.
Женщина в ответ называет Его пророком. А затем спрашивает, на какой горе надлежит поклоняться Богу - в Соморе или в Иерусалиме? Ибо самаряне, как несовершенные в вере, думали, что Бог не повсюду, но лишь там, где Ему поклоняются, то есть на горе Гаризим, потому что там преподаны были от Него благословения, или потому, что Авраам впервые установил там жертвенник Богу. А иудеи, напротив, говорили, что поклоняться надлежит в Иерусалиме, и собирались туда отовсюду в праздники. Христос же хоть и отвечает: «От иудеев спасение миру» (ср.: Ин: 4:22), но говорит, что Бог невеществен, и удостоившиеся поклонения Ему скоро будут поклоняться не в жертвах, но в Духе и истине. Или так: будут познавать Единого Бога в Духе Святом и Сыне, ибо Он и есть Истина.
А женщина снова: «Мы слышали из Писаний, что придет Мессия, Который есть Христос (Ин.4,25)». Иисус же, познав ее рассудительность, сказал: «Это Я (Ин.4,26)»; ведь и самаряне знали о Мессии из Моисеевых книг, особенно из слов: «Пророка... воздвигнет тебе Господь Бог твой(Втор.18,15)», и из иных многих.
Когда беседа окончилась, приходят ученики, и дивятся крайней Его снисходительности: как это говорит Он с женщиной? Но между тем приглашают Его поесть - и потому что утомился, и потому что час был полуденный. Он же беседует с ними о вечной пище, то есть о человеческом спасении и о том, что надлежит им труды пророков пожать. А когда женщина достигла города и возвестила происшедшее с нею, все жители поднимаются и приходят к Христу, убежденные, что та не обличила бы себя, если б не узнала нечто великое. И самаряне обращаясь к Нему с мольбой, упрашивают пробыть у них дня два. И оставшись, Он совершает множество чудес, которые по многочисленности их не записаны евангелистами.
Женщина эта - та самая самарянка, которую Христос нарек впоследствии Фотинией. Она украсилась при Нероне мученическим венцом. Вместе с семью ее сыновьями после многих истязаний - строгания железом, отсечения сосцов, сокрушения рук, забивания щепок под ногти, напоения расплавленным оловом и испытания иными бесчисленными муками - была разорвана двумя пальмами.
Надлежит знать, что устье того колодца и камень, сидя на котором Христос беседовал с самарянкой, благочестивый царь Иустиниан с честью перенёс из Самарии в великое святилище Слова Божия (разумею храм Святой Софии). Посему и доныне то и другое пребывает там на восточной стороне перед папертью (для входящих - слева) исцеляя множество недугов всякого рода. В особенности святыни сии целебны для страдающих от горячки и лихорадки, а так же отгоняют чары колдунов.
По молитвам Твоей мученицы Фотинии, Христе Боже наш, помилуй нас! Аминь".