Напомню, что Синаксарии - это особые чтения, которые находятся в Триоде Постной или Цветной после 6-й песни Канона Утрени. Они написаны в различных жанрах. Для наших благочестивых предков они были постоянной пищей для размышления. Привожу синаксарий воскресения на русском языке:
"Болящего Слово Христа исцеляет:
Да мир через то, силу Слова познает
В сей день, в неделю четвертую по Пасхе, мы особо вспоминаем чудо исцеления расслабленного Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом.
Праздновать чудо над расслабленным положено здесь и потому, что Христос совершил его во время еврейской Пятидесятницы ( т е 50 дней после иудейской Пасхи). Придя в Иерусалим на праздник, Он вошел в купальню с пятью крытыми ходами, построенную (царём) Соломоном. Второе её название ещё «Овчая купель», потому что там мыли внутренности овец, закалаемых для жертвоприношения в Храме. Издревле известно было в народе, что всякий входящий туда первым, как только вода однажды в году приводилась в волнение Ангелом, исцелялся от всех недугов.
Придя туда, Иисус, находит там человека пребывающего в болезни тридцать восемь лет и не имеющего никого, кто бы опустил его, лежащего напрасно, в воду. Итак, научаемся отсюда, какое благо есть терпение и твердость! И - одновременно тому - что Бог, поскольку ещё только надлежало явиться очистительному дару Крещения, предусмотрел в Ветхом Завете чудеса от воды, чтобы дар сей, когда явится, был бы с готовностью принят.
К сему-то расслабленному, которого некоторые именуют Иаром, и подходит Иисус, спрашивая его: «хочешь ли быть здоровым?». Тот в ответ указывает на отсутствие помощи. Христос же, зная, насколько он истомлен болезнью, говорит: «Возьми постель твою и ходи (Ин.5,8)». И тотчас человек тот оказывается здрав и, подняв на плечи ложе (наверное, чтобы дело исцеления не почли за призрачное), направляется с ним домой.
А поскольку была суббота, то иудеи возбраняли ему ходить с ношей. Но бывший больной ссылался на Исцелившего, который в субботу повелел ему идти, хотя и не знал, кто Он. Ведь Иисус, как говорит евангелист, из-за собравшегося там народа отступил и скрылся. Уже после находит его Иисус в храме и говорит: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин.5,14)».
Некоторые фантазируют, говоря, будто Христос сказал это ему потому, что будто именно сей исцелённый впоследствии ударил Его по щеке, когда Христос предстоял первосвященнику Каиафе. И за заушение Господа - получил в удел пытку вечным огнем, горшую расслабления, и не только тридцать восемь лет, а на страдание бесконечное.
Однако, мы не будем предаваться фантазиям. Господь просто указал, что конкретно у этого человека болезнь расслабления случилась от грехов. Впрочем, не всякая немощь бывает от грехов, но и от старости, от многоядения и рассеянного образа жизни, или от иных причин. Расслабленный, достоверно узнав, что исцелившим его был Иисус, доводит это до сведения иудеев. А те, распаляясь мщением, ищут убить Христа за то, что Он будто бы субботу нарушил. Христос много с ними беседовал, доказывая, что и в субботу благотворить - дело правое, и что Он, как Равный Отцу, есть Тот, Кто повелел блюсти день субботний. и как Отец добро делает доселе, так и Он делает (ср.: Ин.5,17).
Подобает знать, что расслабленный этот - иной, нежели в рассказе у евангелиста. Матфея (см.: Мф.9,2-7). То исцеление совершилось в доме, и люди помогали болящему, который и услышал: «Прощаются тебе грехи твои (Мф.9,2)». А это исцеление совершилось в Притворе Храма Соломонова. И расслабленный этот, по слову Священного Евангелия, «человека не имел помощника» (ср.: Ин.5,7). Хотя так же постель свою взял, как и тот.
Сегодня чудо это празднуется потому, что и оно в иудейскую пятидесятницу совершено, наряду разговором с самарянкой и чудом со слепым. Фоме и мироносицам празднование установлено непосредственно после Пасхи во удостоверение Христова Воскресения из мертвых. А прочие же события - мы вспоминаем до Вознесения, поскольку они совпадают со временем еврейской пятидесятницы, хотя Он и совершил всё это в разные годы. Об этом очень подробно пишет евангелист Иоанн.
По неизреченной милости Твоей, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь".