Feb 06, 2019 16:26
Уже в субботу - наш традиционный зимний фестиваль "Вспоминая классиков".
И я хочу пропеть славу нашей междугородней команде исполнителей, сложившейся за время проведения этого фестиваля. Ну, наверняка, сложилась она где-то там, в междугороднем космосе, сама и по другому поводу. Но для нас, обнинцев, все случилось именно так - на нашем фестивале. Историю эту я рассказывала много раз. Но всегда - устно. Поэтому на всякий случай повторю здесь. Мне приятно вспомнить, как это все происходило. И им (и вам), я надеюсь, тоже не скучно.
Итак, в 2010 г. "ОАЗИС" решил, что неплохо бы проводить фестивали по классикам. Вспомнить вместе со зрителями любимые песни. Оказалось, что не только вспомнить, но и узнать много нового в тех же классиках. А заодно, может. привлечь кого-то из неизвестных нам обнинских исполнителей. Польза со всех сторон. И поначалу нам даже в голову не приходило позвать кого-то из иногородних друзей. Тут, конечно, сказывалась наша природная скромность и щепетильность - мы знали, что даже дорогу оплатить не сможем участникам концерта, не то что какой-то гонорар. Ну и зачем? Неужто в городе науки мы не найдем исполнителей "песни для думающих людей"? И действительно, на фестиваль Визбора набралась приличная программа. Даже, пожалуй, больше, чем нужно для концерта. Но мы тогда еще не умели "резать по живому", и зритель выслушал всё, что было запланировано. Потом был фестиваль Окуджавы. На него тоже пришли исполнители, в основном молодежь, было даже прослушивание (отдельная тема - напомните потом, я расскажу). А в 2013 г. мы решили вспомнить песни Евгения Клячкина. "Никто его не знает. К вам никто не придет", - заявила мне замдиректора по творческой работе. Но она ошиблась. Зрителей было довольно много. К юбилею ДК на стене вывесили плакаты - иллюстрированную историю старейшего культурного учреждения города. На одном фото я узнала Клячкина - оказывается, выступал он перед обнинскими физиками. Так что знать и помнить его в Обнинске есть кому. Фото, правда, не подписано, вернее, подпись самая общая - что-то про "интересных людей", которые выступали в ДК. Но речь, в общем, не об этом. Это первый фестиваль, на который к нам приехали иногородние гости. Сергей Суворов вообще взял на себя роль ведущего, чем буквально спас концерт - потому что я, прямо скажем, не большой знаток биографии и творчества Евгения Клячкина. Как-то песни этого уважаемого автора все время проходили по краю моего музыкального и поэтического пространства. Случается такое. В общем, Сергей не просто вел концерт - он открывал для нас Клячкина. Ну, и мое тщеславие не пострадало - в новом красивом платье я сидела рядом в качестве соведущей, объявляла выступающих. Именно тогда, на посиделках после концерта в беседе Сергея Суворова и Оли Беловой и родилась идея - провести фестиваль, посвященный не авторам песен, а авторам стихов - поэтам. Мы это осуществили через три года - совершенно чудесный был фестиваль памяти Левитанского. Звучали абсолютно разные песни, но главное - приехали еще и авторы!
Но это я забежала вперед. Следующим после Клячкина был фестиваль памяти Ланцберга. Надежды на то, что в городе, где Владимир Исаакович много лет был бессменным председателем жюри детско-юношеского фестиваля, найдется, кому попеть его песни, не оправдались. В общем, фестиваль уже близился, а заявлено было 2 с половиной песни. И тогда Женя Ланцберг просто перечислила исполнителей, кого она бы позвала. Часть из них была мне знакома. Я, перешагнув скромность и щепетильность, написала 10, рассчитывая, что если приедет 4-5 - то и ладно. Я ошиблась. Приехало не 10, да. Приехало 19 исполнителей. Я пыталась остановить процесс, когда стало ясно, что двухчасовой концерт обеспечен, даже с лихвой. Но неведомый космический маховик уже завертелся. Не мне, маленькой, тормозить его, в самом деле. "Как не приглашать Юфита? - гремел в личке Дима Коломенский. - Когда он ЛУЧШИЙ?" "Но вам же и так достанется всего лишь пара песен в концерте!" - пыталась возразить я. "Если дело во времени, я отдам ему свое!" - припечатал Дима, и мы познакомились со Львом Юфитом. За час до концерта выяснилось, что не сможет приехать Антон Трофимов. Видел бы он этих беркутов, которых он считал своими друзьями! Как они, чуть ли не потирая руки, подходили ко мне: "Ну, если Антоша все равно не приедет - можно, я возьму еще песню из его списка?" Сосредоточенная и серьезная Таня Пучко заявила: "За бортом осталась знаковая песня!" (она будет говорить это на каждом последующем фестивале), - и построила всех репетировать хоровой номер. С той поры так и живем - то фестиваль по песням Берковского, то программа с вопросительным названием "А не спеть ли нам Щербакова?", то Левитанский, то Новелла Матвеева. "Окуджаву делали без нас, - заявил мне междугородний отряд исполнителей. - Не считается!" И мы еще раз с удовольствием попели Окуджаву - уже с ними. С людьми, готовыми мчаться за сотни километров, чтобы спеть несколько песен на сцене и пару десятков - после. Круг их растет и ширится. "Наши" - называют их в "ОАЗИСе". И когда я вижу афишу, например, проекта "Свобода ассоциаций", думаю то же: "Наши".
В субботу увидимся и споём!