Мысли о

Nov 18, 2013 22:00


Наверное, желая выставить себя умным, я уже критиковал систему образования. Но всё чего-то мало: с одной стороны, не хочется быть варваром, топчущим Европу, с другой, - все согласятся, что кругом безобразие. Ныне я твердо стою на знаменитых словах: и я тебя вылечат, и его вылечат, и меня вылечат…(с)(«Иван Васильич меняет профессию»). Но вот решил я скреативить новую модель среднего образования, авось умные люди подправят. Так, помечтать.

Мыслил я радикально, масштабами эпох (вспомнил тетриум-квадрирум, как их там, чтоб не лезть в википедию), и сочинял целый день концепцию на века. Не, о мере ответственности я догадываюсь… J)) и. Но вершины просвещенья дело немассовое, а людям попроще тоже надо иметь разностороннюю базу. Итак, предполагается переформатировать прежние школьные дисциплины в 9 предметных блоков. Названия придуманы как попало. По порядку:





}{C}
1.      Языкознание. Начинаем с родного русского языка, первые годы более-менее традиционно (в зависимости от профиля школы чистописание может быть облегчено; ибо уже наступил мир не то что клавиатуры, а скайпа ЕТС). Снижение строгости допустимо и в грамматике: ИМХО жесткие правила исторически были обусловлены тем, что «казнить нельзя помиловать» невозможно было переспросить по телефону. Ну, кроме того, часто грамотейство есть маркер социального статуса, но тут по ситуации.

«Новинкой» будет введение в младших классах классического языка (латынь, реже греч.) и европейского (англ., нем., исп. ЕТС). Смысл в том, что грамматические категории (падеж, число, время, морфология, синтаксис) удобно сразу усвоить как общие лингвистические понятия. Просто это таблица-сетка норм латыни, накинутая на неарийские рты J)) , но она работает, ибо все языки служат человеку. В старших классах не мешает позаниматься Востоком (иврит, араб., иероглифы ЕТС), т.к. мир стал тесен.

2.      Мир чисел. Тоже обычное начало, потом полегче. В СССР образование было политехническим (говорят, наследницей немецкой системы) и давало избыток инженерных знаний. Т.е. тригонометрию можно ужать до азов, и вообще математику облегчаем от супернаучной терминологии (кроме спецшкол) и учим сильно вперемешку с физикой (они так и развивались в 17-18 вв.), это близко к интуициям акад. В.Арнольда.

Информационные технологии на первый взгляд из другой оперы (помните бородатый анекдот, как программист вылил воду из чайника, чтобы свести задачу к предыдущим условиям?), но в принципе это схожий (левополушарный) тип мозговой деятельности. Модели там строить, вместо того, чтобы бабочек ловить… Да и вообще, те, кто после школы может доказать теорему Пифагора, друг друга всегда опознают.

3.      Земля людей. Смешиваем антропологию, географию, историю, используя открытия 20 века в генетике и лингвистике. Экономим время в учебном процессе, концентрируем смысл. Человечество вышло из Африки (какой там климат?) и пошло волнами в Евразию, далее везде. Где там первые цивилизации? Потом человечество вторично открыло себя и планету через европейцев.

Историю максимально очищаем от местных идеологий как наследии века модерна, оставляем только основные даты и однозначные факты. Совсем без этого невозможно, но стремиться найти баланс надо. Чесслово, стальные машины, где дышит интеграл, на азиатскую орду ни за что бы не променяю, но… Флаг ЮНЕСКО нам в руки. Ой, я не доживу!

4.      Здоровье тела. Физкультура плавно переходит в анатомию, медицину и биологию. Мне возразят, что это шаг в архаику, ужас-ужас, ученики никогда не доберутся до современного уровня! Но просто думается, что если один и тот же учитель станет вести теорию и практику, то положительный эффект для большинства не задержит проявиться. Людей с детства надо готовить к революциям биотехнологий. Для богатых уже прогнозируют бессмертие, пусть и остальным что-то достанется.

5.      Любовь к живому. Это другая сторона биологии, преимущественно для младших и средних классов, ее можно бы даже обозначить как «4а». Включает в себя навыки ухаживания за растениями и животными; ботанику, зоологию. Поведение животных, этология, психология. Развитие экологического мышления, понимание взаимосвязей разных сфер природы. А дальше мало кому надо, только если узкая сель.-хоз. специализация (ведь зоопарки, оранжереи и т.п никуда не денутся, даже если мясо будут на фабрике синтезировать).

6.      Современное производство. Это для старших классов и вузов. Сейчас промышленные технологии - это в первую очередь химия. Логический аппарат у химии простой (таблица Менделеева ненамного отличается от колоды карт), она очень практическая наука. Металлургия, полимеры, углеводное сырье ЕТС - все это образует современную экономику.

Поэтому здесь же можно заняться экономическим ликбезом. Финансовое дело как таковое ИМХО вполне обходится 4 действиями арифметики. В сложносистемные экономические теории лезть не надо, они все равно часто дают сбой, а так на уровне «Незнайка на Луне»: кредиты, акции, оплата ЖКХ J). Вот умный вроде Маркс ошибся тем, что экстраполировал закономерности своего времени на область всей истории, а она им не везде подвластна. Так что надо просто дать необходимые для взрослой жизни знания.

7.      Время впечатлений. Первая часть по сфере изящных искусств; от второй она отлична тем, что эти вещи длятся, живут во времени, меняются миг за мигом. Вот музыка: она не картина, ее нельзя рассматривать как неподвижное в пространстве. Вот риторика - то же: слово не воробей. Литература идет строчка за строчкой, кино - эпизод за эпизодом, и все они, подобно рекламе, призваны впечатлить человека. Л.Г. (lgfoto ) некогда мне заметил, что в их восприятии кроется некая специальная способность.

Кто-то возмутиться, что литература уравнена с рекламою. Да уж, властительницы дум разные бываю, ведь и словесность в жизни часто подсобница Купидона и Ко. Но с другой стороны, даже дистанцировавшись от теории поп-арта, следует признать, что посмотреть ряд фильмов и услышать кое-какую музыку так же важно, как прочесть обязательные книги. Это своего рода новая классика, и она имеет право прийти в классы.

8.      Сделай сам! Это другой род искусств, связанный с ремеслом и пространством, когда одно то же место на материале переделываешь столько раз, сколько нужно для правильного вида. Еще Сократ говорил, что хороший нож и удобен и красив, и все прочие изделия рук таковы. Отсюда же вырастает столь важно-популярный дизайн. В принципе здесь сливаются 2 направления, уроки труда и изо. Опять же, hand-made и прочий досуг в мире изобилия. Словом, дело мастера боится.

9.      Мудрость и спор. Сюда я загнал разные гуманитарные науки, объединенные тем, что в каждой из них требуется умение вести дискуссию. Богословие - это созерцание, это высшие истины, но кроме того и поучение о них. Во всяком случае, мое понимание Троицы не допускает замкнутость как идеал. Философия изначально равнялась на диспут (диалоги Платона! поехалиJ), и если излагать суть ее вопросов простым языком, то у детей выработается нормальное здоровое мировоззрение.

Обществознание более приземленная наука, но также несет важное воспитательное значение (меньше теории, больше нравственных идеалов!). Между прочим, 10 заповедей Закона Божьего это императивы, а не рационально-обоснованные элементы конструкции. Однако мир социума это мир разговоров (союзов, ссор, условий, принципов ЕТС). И тут с двух сторон включаются психология и правоведение. Первая учитывает невербальные аспекты общения, часто неосознаваемые чувства, вторая опирается на жесто фиксированные знаки отношений. В целом же все гуманитарные науки учат различать истину и подделку.

Previous post Next post
Up