Для начала -
цитатка, каков стиль и знание предмета, чувствую себя дилетантом:
«…Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…»
Так писала "Вечерняя Москва" 11 августа 1935 года об этой скульптуре Ивана Дмитриевича Шадра.
Самое ранее упоминание о «Девушке с веслом» историки обнаружили в газете «Советское искусство» № 33 от 17 июля 1935 года. Журналист сообщал: «Скульптор Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом - около 12 метров».
Директор ПКиО им. Горького Бетти Глан заказала для главного парка страны пятьдесят скульптур. Работы выполняли известные мастера: Янсон-Манизер («Балерина»), Шварц («Парашютистка»), Фильдс («Юность»), Мотовилов («Физкультурник с веслом»), Шильников («Физкультурница») и другие. Иван Дмитриевич Шадр должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта». И тут такая критика.
Шадра заставили «устранить» ошибки. Второй парковый вариант удовлетворил эстетику власти. Изменилась не только прическа, которая стала менее сексуальной, у девушки исчезли мускулы рук, появились широкие бедра и большая грудь.
Депрессия художника продолжалась несколько месяцев. Он излечился только тогда, когда ему разрешили предложить свою Лолу (первый вариант «Девушки с веслом») любому городскому парку, который согласится ее принять. Транспортировку и установку двенадцатиметровой скульптуры должен был оплачивать сам автор.
А дальше начался цирк.
«... Дорогой Иван Митрич, наша девка оказалась здесь совсем беспритульной и сирой. В Херсоне ее не пожелали даже распаковать. В Одессе местное начальство сначала крутило носом, затем предложило одеть ее в спортивные трусы и потребовало заменить эрегированные сиськи на более спокойные. Это непременное условие властей для того, чтобы поместить нашу Лолу возле фонтана в центральном парке… Требования, конечно же, невыполнимые. Здешние мастера, все как один, отказались от повтора «в трусах». Пришлось мне ее сопровождать в Николаев на открытой платформе.
В Николаеве скульптуру приняли очень хорошо и даже временно поставили в речном яхтенном клубе, где она прекрасно смотрелась на высокой площадке возле лестницы. Народу приходило поглазеть много. Мнения у людей разные, но в большинстве одобрительные… Будем надеяться, что она в этом городе приживется, здесь много воды и спортсменов…».
(Грубе А.В. В мастерской на Масловке. Воспоминания. М., 1969, С. 93)
Оригинал садово-парковой скульптуры «Девушка с веслом» простоял в яхт-клубе целую неделю. Затем из отпуска приехал первый секретарь Николаевского горкома КП(б)У Иосиф Красницкий и распорядился немедленно убрать «бабу» из города.
Так Одесса, Херсон и Николаев отказались от шедевра. Здесь партийные власти «держали руку на пульсе». В Ворошиловграде же (теперь Луганск) скульптуру приняли. Секретарь местного горкома КП(б)У Самуил Шац посмотрел на транспортную накладную «стратегического груза» из самой Москвы и приказал установить «памятник» в городском парке. «Девушка с веслом» простояла тут на берегу пруда до самой войны и погибла от артиллерийского снаряда.