Десять лодок
Ten Canoes
Режиссер Рольф де Геер
Австралия, 2006 год
Камера панорамирует над бескрайним австралийским болотом. Вернее сказать, болото это не имеет географической принадлежности, просто мы открыли коробку с этим диском, поэтому мы знаем, где происходит действие. Голос за кадром говорит нам о том, откуда он появился на свет, как попал в лоно собственной матери, и за ним, мы чувствуем, либо стоят века - либо он говорит о дне вчерашнем, настолько прост и невинен его голос, то ли стариковский, то ли детский. А, говорит он, когда камера спускается к залослям, по которой идет группа людей с копьями, вот и они. Мои предки.
Действие здесь и впрямь происходит задолго до того, как европейцы появились в Австралии. Природа чиста и девственна, люди просты и смешливы. Но не только. Вот, например, воин завидует своему старшему родственнику, потому что у того - несколько жен, а у него - ни одной. Родственник же в ответ на это рассказывает о еще более давнишней истории, герой которой был безнадежно влюблен в чужую жену. Одну из трех. Жену собственного брата.
Вы хотите узнать о том, как случилась братоубийственная схватка? Ее не будет. Думаете, что жену украдут? Да, но не ту и не тот человек. Собственно говоря, тут начнется вторая история, о том, как ошибка в идентификации похитителя приводит к смерти пострадавшего. Старший брат, убивший воина из племени, которого счел похитителем, подвергается обряду мести, и рядом с ним под копья становится его младший брат…
Click to view
Я не знаю, что хотел сказать нам режиссер Де Геер. Что много тысяч лет назад люди влюблялись, ревновали и обвиняли друг друга так же, как и мы? Что девственность природы и гармоничный образ жизни не мешал страстям и похотям? Что даже если мы получаем то, что хотели, это не всегда оказывается тем, что именно мы хотели? Может быть. Более того, если так, он прав. Но тем не менее я думаю о другом.
О том, как естественны перед камерой те, кто играет в этом фильме (все актеры - непрофессионалы). О том, как просто им, живущим рядом с нами в одно и то же время не изображать даже, а буквально переноситься в прошлое, быть эдакими живыми машинами времени. Как они веселы и смешливы, как сильны и просты их чувства, как грациозны они и как красивы их некрасивые по нашим канонам лица. Как прекрасен и страшен танец, который танцет умирающий воин. Как странны звуки языков группы йулнгу, на которых они говорят между собой.
А еще я думаю о том, что, наверное, мои эмоции - это такая тоска по гармонии жизни аборигенов. Тоска искусственная, поскольку я никогда не был аборигеном и не жил их жизнью, и наверняка не буду - и еще потому, что я даже и в русской деревне века XIX-го был бы чужаком, не то что у аборигенов. А ведь на самом деле я тоскую по простоте понятий и четкости определений - всему тому, чего нас лишили цивилизация и прогресс и без чего мы прекрасно обходимся. Даже если помним о Десяти заповедях, которые в той или иной форме были знакомы австралийским аборигенам много тысяч лет назад.