Наш человек в Нирване
Our Man In Nirvana
Режиссер Ян Кестнер
Германия, 2005 год
Этот десятиминутный анимационный фильм у нас не показывали - ну, может быть, на фестивалях. Русский интернет по его поводу молчит, хотя сам мультфильм скачать можно, - но ни одной рецензии, ничего.
Обидно - ведь режиссер Ян Кёстер снимал его как свою дипломную работу, а когда снял, получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, потом «Золотого всадника» в Дрездене, потом - еще одну премию в Англии и одну - в США. Но это перечисление ничего ведь не объясняет, правда?
Вся первая часть снята в технике, удачно имитирующей индонезийский кукольный театр "ваянг". Это - очень древнее искусство, театр теней: все куклы плоские, черные, прорезные, сделанные из буйволовой кожи, демонстрируются на беловато-желтом подсвеченном экране. Кестеру удалось не только сымитировать все детали, но и довести степень достоверности до предела, снабдив все куклы тростями, с помощью которых они двигаются...
Но сам сюжет никак не связан ни с Востоком, ни с древностью. Некий рок-герой по имени Джон едет на своем "фольксвагене" на концерт, приезжает, под рев публики выдает несколько головокружительных соло на гитаре - как вдруг ему на голову падает сорвавшаяся ферма освещения. И дух его мгновенно отлетает.
Click to view
А вот тут начинается вторая часть, сделанная в технике яркой, многоцветной - компьютерная анимация, но двумерная. Джон попадает в Нирвану. Ян Кестер - большой любитель психоделической эры, как в музыкальном, так и в визуальном ее варианте, и создает он в этой части невероятный мир, отчасти унаследовавший и «Желтой подводной лодке» Хайнца Эдельманна, и многим обложкам рок-альбомов рубежа 1960-х-70-х... Пестрая, сумасшедшая Нирвана, кажущаяся поначалу безумным хаосом, ставит перед Джоном вопрос о том, достоин ли он остаться в этом блаженном мире, где все возможно, или вернется обратно?
Люди не идеальны, а уж тем паче рок-звезды. Джон возвращается к жизни - вернее, его возвращают, с одной стороны, волшебные судьи Нирваны, с другой - милая барышня-фанатка со вздернутым носиком, та самая, что грезилась ему в многоцветном психоделическом мире. А уж там Нирвана сама возвращается к обоим влюбленным, сбежавшим с концерта...
«Наш человек в Нирване», своим названием шутливо апеллирующий к старинному роману Грэма Грина и его экранизации - прекрасное и талантливое посвящение загадочному времени, когда, казалось, одной удачно взятой ноты хватит, чтобы изменить мир. Это было, конечно же, не так, но «если жизнь оказалась сложнее, чем мне казалось, я ли в том виноват», - пел некогда Юрий Наумов, и, кажется, он прав.
В любом случае - теперь, благодаря немецкому аниматору Яну Кёстеру, у нас есть свой человек в Нирване.