Начал работу над темой «(и)новые медиа».
На Слоне есть целая рубрика, посвященная теме новых медиа.
http://slon.ru/story/novye_media/ - просмотрел все страницы (а это более 250 статей и новостей, написанных за последние 4 года). вышла эдакая контентная и конкурентная разведка. На сколько она полезна при изучении вопроса? Здесь ответ лежит в плоскости видения журналистами новых средств и инструментов своей работы.
Что у них емко "упаковывается" в термин "новые медиа"? Почти ничего (за исключением попытки описать возможности получать profit для журналистики в новых условиях, а также ряд гипотез и размышлений как живут медиа на людях).
Но все же кратко пробежимся по их тезисам (каждая указанная статья рекомендуется к чтению):
"Задача журналистики - компрессия смыслов. Особенно теперь, когда ценностью является не информация, а время ее восприятия" -
http://slon.ru/russia/kto_budet_vse_eto_zakapyvat-959445.xhtml (а в конце статьи упоминаются даже методологи)
"Любое независимое интеллектуальное издание «планово убыточное»", "пушкинский читатель был не в пример образованнее и тоньше фейсбучного, а про его дурную переменчивость А.С. много горьких слов сказано" -
http://www.colta.ru/docs/17780 (интервью главных редакторов толковых изданий)
"Мобильное устройство (смартфон или планшет) становится самым популярным видом персонального компьютера", "задача будет решаться с помощью технологии, которая носит название «респонсив-дизайн» (responsive web-design, «отзывчивый веб-дизайн»)", "Средняя жизнь любого сайта - около пяти лет" -
http://slon.ru/future/vsemirnaya_otzyvchivost_nastupaet_epokha_responsive_design-868653.xhtml и
http://m.slon.ru/future/sayty_budushchego_stanut_otzyvchivymi-683332.xhtml "рекламодатели теперь конкурируют за время и внимание пользователей с… пользователями. Потому что сами пользователи тоже выходят в интернет, чтобы получить внимание к себе, а не отдать свое" -
http://slon.ru/future/brendy_kak_media_borba_za_vnimanie-598950.xhtml "о необходимости пересмотра «единицы контента»", "о все более усиливающейся роли немедийных брендов как создателей и дистрибуторов контента", "правильно осмысленная тактика социализации контента" -
http://slon.ru/future/google_rasskazal_kakim_on_vidit_media_budushhego-608451.xhtml "рубрикация упорядочивает размещение контента, а не картину мира. Эти гиды содержат описание достопримечательностей, но в них нет карты местности." -
http://slon.ru/future/navigaciya_v_haose_kak_im_obustroit_internet-493977.xhtml "Перепроизводство должно вести к обесцениванию. Но миф о том, что информация нужна, активно поддерживается и нашими старыми стереотипами, и профессиональными производителями информации. Избыток информации давно стал бы очевиден, если бы «продавцы» информации не получили производную ценность - ценность привлеченной аудитории. Главный капитал постиндустриальной экономики - трафик" -
http://slon.ru/future/vsemirnaya_stengazeta_tvittera-499236.xhtml "Природа медийной коммуникации сейчас такова, что ты никуда не денешься от важного сообщения, касающегося тебя или твоих дел. Даже если ты не встретишь его сам в оригинале - тебе сообщат, причем несколько раз" -
http://slon.ru/future/vse_dlya_chitatelya_i_ya_znayu_etogo_chitatelya-485141.xhtml "Коль скоро порционность сменяется потоком, то и медиабизнес глобально вынужден смещаться от продажи порций к продаже самого канала информирования. (Понятно, что плательщиком выступают не читатели.)" -
http://slon.ru/future/kogda_zhe_umrut_gazety_i_uskoriteli_smerti-341714.xhtml "Наша дорога в будущее начинается с понимания того, что внимание конечно, и его удельная доля всё уменьшается. Теперь мы обязаны донести нашу цель и ценность до конкретных людей в тот момент, когда их внимание сфокусировано, там, где оно сфокусировано и с учетом того, как оно сфокусировано." -
http://slon.ru/future/redaktiruy_ili_umri-368688.xhtml "Снижающаяся концентрация внимания заставляет участников «социализации» медиа очень быстро развивать способность к мультизадачности - пусть и на небольшой глубине общения. Получение новых знаний стимулируется уместностью и простотой информации, а также, в социальных сетях - объектами и контентом, которыми делятся наши знакомые." -
http://slon.ru/future/7_sposobov_optimizirovat_prodvizhenie_v_facebook-384411.xhtml "...в результате оказалось, что пользователи склонны ваять «полотна»: сделать что-то безразмерное и наполненное ненужными деталями психологически легче, чем создать компактный, выстроенный продукт", "«Друзья, нам нужны не аналитики, а психоаналитики». Вообще, психологии потребления технологий (а речь идет именно о разнице в потреблении технологий, а не медиа) обычно уделяют мало внимания" -
http://slon.ru/future/radost_ponimaniya-426932.xhtml "...компании должны стать платформой, позволяющей другим овладеть своей судьбой и прийти к успеху" -
http://slon.ru/future/klient_kak_avtor_kompaniya_kak_redaktor-386853.xhtml "Если оперативность массового сообщения больше не является прерогативой журналистики, то новым конкурентным преимуществом может стать сообщение, опережающее события." -
http://slon.ru/future/bystree_bloggera_mashinka_vremeni_dlya_zhurnalista-241372.xhtml "центральной проблемой современной коммуникативистики является цифровое неравенство (digital divide)", "Цифровое неравенство - это проблема доступа к новым медиа, но при этом цифровое равенство и развитие цифровой революции ведет к исключению людей из общества" -
http://slon.ru/future/cifrovoe_neravenstvo-210958.xhtml В чем итог проделанной работы: журналисты тоже проблематизируют медиа (как предмет, как платформу, как инструмент) и дают возможность отстроить понимание проблематики (и)новых медиа. схематизацию по данной теме я постараюсь отрисовать в скорое время.
P.S. Цикл "Адаптемы медиа" (
http://slon.ru/future/adaptemy_media_zakat_otrasli_rastsvet_navyka-689523.xhtml) как и остальные материалы Андрея Мирошниченко заслуживают отдельного внимания.