На ММКВЯ (Московской Международной Книжной Выставке-Ярмарке) в очередной раз говорят о спасении традиционного книгоиздания, которому, якобы, угрожает повсеместное распространение электронной книги, и повторяют как мантру десятилетней давности девиз двух полузагнувшихся за это время серьезных петербургских издательств «Читать модно». Читать, может, и модно (а может, и нет; соответствующие данные отсутствуют), а вот покупать книги - как не было модно, так и не стало. Напротив, отечественный книжный рынок сужается год за годом, - да и то, что на нем все еще продается, никак не радует (за редчайшими исключениями). Есть всемирная тенденция в целом негативного свойства, а есть сугубо отечественная - и она еще хуже.
Беды отечественного книгоиздания общеизвестны. Это монополизация как издательской деятельности, так и, в особенности, распространения, ставшая начиная с этого года (после фактического слияния АСТа с ЭКСМО) супермонополизацией. Это дороговизна книг и низкая платежеспособность населения. Это нищенские гонорары (или полное отсутствие таковых) подавляющему большинству авторов, исчисляемые от отпускной цены, плюс сумасшедшая наценка в торговых сетях. Это, вместе с тем, кризис перепроизводства, когда всеми правдами и неправдами на рынок выбрасывают огромное число никому не нужных книг, а институт экспертной оценки (рецензирование) отсутствует или насквозь коррумпирован. Это вытеснение книги на периферию общественного сознания.
Электронная книга - непременно дешевая и повсеместно доступная «на бескрайних просторах» - могла бы в этом смысле спасти положение, хотя бы частично. Однако на практике происходит прямо противоположное. Электронная книга сегодня в пять раз дороже, чем ей надлежало бы, - и происходит это отнюдь не только из-за никуда меж тем не девшейся алчности издателей. По сути дела, каждый покупатель электронной книги платит за себя и за того парня (а точнее, за себя и за пять других парней). За того парня, который скачивает ту же книгу бесплатно, пиратским образом.
©
http://actualcomment.ru/daycomment/1053/ Второй абзац - в точку.
А с последним тезисом всё же не согласен я - электронная версия книги (а именно о ней, а не об электронном устройстве для чтения идёт в последнем абзаце речь) ст0ит в разы дешевле обычного (даже не подарочного) бумажного издания. Так что проблема тут не в пиратстве, как говорит Топоров, а в том, что людям в большинстве своём читать просто неинтересно, и тут никакие рекламные кампании и снижения цен не помогут.