Сейчас мало кто помнит (я имею в виду ребят, выросших уже при «независимости» ©, как всё было в 1941-ом), а искать бывает лень. Мне случайно попалось интересное изложение истории Григорьевского десанта - случайно, потому что наткнулся я на него, читая описание новой игры (тактической, если я ничего не путаю) по сценарию Зорича
ЧЁРНЫЕ БУШЛАТЫ - о подвигах нашей морской пехоты. Тем, кто мало что знает о тех героических днях, - читать обязательно, ибо операция была на редкость хорошо проведённая, несмотря на некоторую рассинхронизацию (вполне объяснимую, конечно же) действий групп наших войск.
Румыния вступает в войну
Почти сразу после нападения Германии на СССР, к ней на южном фланге советско-германского фронта присоединилась Румыния. Однако, перейти в наступление румыны не спешили. Только когда севернее, в результате действий группы армий "Юг" наметилось тяжелое поражение войск Южного фронта, румынская армия перешла к активным наступательным действиям.
При этом румыны двигались медленнее немцев, наступление которых разворачивалось в целом севернее румынский полосы ответственности. Но затем немецкие дивизии совершили поворот на юго-восток. 8 августа 72-я пехотная дивизия вермахта расчленила боевые порядки Приморской и 9-й армий, между которыми образовался 50-километровый разрыв. Вскоре после этого немцы вышли на побережье Черного моря в районе Очакова.
В итоге в августе 1941 года Одесса - крупный южный город и порт СССР - оказалась отрезана от остальной территории страны. Взять ее с ходу румыны не смогли - город обороняли достаточно внушительные силы советской армии и флота. Противник приступил к осаде.
Рождение черноморской морской пехоты
Ставка категорически запретила эвакуацию советских войск из Одессы в Крым и потребовала защищать город до последнего солдата. Начало обороны Одессы принято отсчитывать от 5 августа 1941 года. Именно тогда, в августе 1941 года, родилась черноморская морская пехота. Из личного состава Одесской военно-морской базы были сформированы 1-й и 2-й Черноморские полки морской пехоты. Также из Севастополя прибыли шесть свежесформированных отрядов моряков. Все эти части были направлены на усиление боевых порядков сухопутных частей, защищавших Одессу.
Благодаря поддержке береговой и корабельной артиллерии, в том числе крейсеров "Красный Кавказ", "Красный Крым" и "Червона Украина", эсминцев и канонерских лодок, советским войскам удалось остановить противника на расстоянии 15-30 км от города. Однако, в сентябре румыны при поддержке огня мощной полевой артиллерии смогли продвинуться вдоль побережья Черного моря западнее деревни Григорьевка, что позволило их артиллерии взять под обстрел фарватер и морской порт Одессы. Фактически это означало, что защитники города обречены: румыны получили возможность топить транспорты, доставлявшие гарнизону подкрепления, продовольствие и боеприпасы.
Для спасения города командование Черноморского флота экстренно разработало план комбинированной десантной операции, которая вошла в историю как Григорьевский десант (по названию деревни Григорьевка).
Григорьевский десант
С моря в районе деревни Григорьевка должен был высадиться 3-й Черноморский полк морской пехоты, сформированный в Севастополе. При этом доставка 3-го полка в район высадки осуществлялась из Севастополя крейсерами "Красный Крым" и "Красный Кавказ", а также эсминцами "Бойкий" и "Беспощадный". Непосредственная же высадка на берег должна была проводиться имевшими маленькую осадку катерами-охотниками МО-4 и канонерской лодкой "Красная Грузия", составлявшими отряд высадочных средств.
В районе деревни Шицли десантировался с парашютами отряд диверсантов-разведчиков (23 человека), в качестве которых выступал наземный персонал ВВС ЧФ, прошедший курс специальной подготовки.
Артиллерийскую поддержку высадки должны были обеспечивать крейсера "Красный Кавказ" и "Красный Крым", эсминцы "Бойкий", "Безупречный" и "Беспощадный", канонерская лодка "Красная Грузия".
В 1 ч 14 мин 22 сентября корабли с десантом подошли к точке встречи с отрядами высадочных средств и огневой поддержки. Однако этих отрядов на месте не оказалось. Опоздание выхода кораблей из Одессы произошло потому, что эсминец "Фрунзе" с командующим операцией контр-адмиралом Л.А. Владимирским погиб в бою с немецкими пикирующими бомбардировщиками в районе Тендровской косы. При этом контр-адмирал Л.А. Владимирский был ранен, подобран торпедным катером и прибыл в Одессу с опозданием, в 22 часа 21 сентября. Командование операцией командующий флотом возложил на контр-адмирала С.Г. Горшкова, находившегося на борту крейсера "Красный Кавказ".
Контр-адмирал С.Г. Горшков принял решение начать высадку по плану, не дожидаясь подхода остальных отрядов, и использовать для высадки первого броска корабельные барказы и шлюпки.
В 1 ч 21 мин на корабли десантного отряда был передан сигнал о начале артиллерийской подготовки. В 1 ч 30 мин - приказ начать высадку. Спустя 5 минут первые барказы с морскими пехотинцами отошли от борта кораблей.
Став на якорь в 20-25 кабельтовых от берега, корабли повели огонь по заранее выявленным объектам противника. Затем они поставили огневую завесу на флангах и по фронту участка высадки, не подпуская силы врага к берегу, куда направлялись плавсредства с первым броском десанта. Несмотря на это, огонь по барказам и шлюпкам, подходившим к берегу, был достаточно сильным. Пулеметы, установленные в носовой части барказов, открыли ответный огонь по огневым точкам противника. На тех участках высадки, где барказы из-за мелководья не могли подойти к береговой черте, матросы спрыгивали в воду и буксировали их вручную.
Большинство плавсредств подошло к берегу вплотную или на такое расстояние, которое позволяло десантникам безопасно высаживаться. С первыми десантниками на берег вышли корректировочные посты с крейсеров и эсминца "Бойкий". Заняв позиции на плацдарме и установив связь с кораблями по радио, они начали корректировку огня.
Доставив десантников первого броска, плавсредства вернулись к кораблям и приняли новую партию десанта. К моменту подхода высадочных средств и кораблей огневой поддержки из Одессы к району высадки корабельные средства перевезли на берег несколько сотен десантников, которые, захватив плацдарм, начали наступление в сторону линии фронта, то есть в общем направлении на запад и юго-запад.
В 2 ч 40 мин к крейсерам подошла канонерская лодка "Красная Грузия" и приняла оставшихся десантников. В 4 часа крейсера взяли курс на Севастополь. К рассвету они вышли из зоны действия авиации противника.
В 5 ч 10 мин высадка десанта на берег была закончена. Вскоре десант захватил позиции тяжелых артиллерийских батарей, которые вели огонь по порту и городу. Румынские орудия были частично захвачены, частично уничтожены. После этого 3-й полк морской пехоты продолжил наступление навстречу частям 421-й и 157-й дивизий, наступавшим на соединение с десантом из Одессы.
Румыны, плененные морпехами под Одессой.
Август-сентябрь 1941г.
В течение дня 22 сентября десантников поддерживали огнем эскадренные миноносцы, канонерская лодка и катера. Корабельная артиллерия уничтожала огневые точки, опорные пункты и различную технику врага в полосе наступления десанта, а также подходившие по дорогам резервы противника. Днем корабли подверглись нескольким массированным ударам фашистской авиации. Основные усилия неприятеля были сосредоточены против эскадренных миноносцев. "Безупречный" и "Беспощадный" получили серьезные повреждения и только "Бойкий" оказался способным находиться в районе действий десанта до конца боя.
Благодаря совместным действиям сухопутных частей и десанта была восстановлена прежняя линия обороны города. В числе трофеев было захвачено 39 орудий, 15 минометов, 127 пулеметов, более 1000 винтовок и автоматов. Были уничтожены вражеские батареи, обстреливавшие Одессу.
Парашютный десант на Шицли
Отдельно следует остановиться на действиях тактического воздушного десанта под командованием старшины А. Кузнецова. Ночью, пока шла высадка 3-го полка морской пехоты у Григорьевки, четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 под командованием старшего лейтенанта С.П. Гаврилова выбросил 23 парашютиста-десантника в тактическом тылу врага, в районе деревни Шицли, где по данным разведки располагался штаб румынского пехотного полка.
Любопытно, что десантники-парашютисты старшины Кузнецова также принадлежали к рядам Рабоче-Крестьянского Красного Флота (а не к воздушно-десантным войскам или к диверсантам НКГБ/НКВД). Однако, относились они не к экипажам кораблей или военно-морских баз, а к аэродромному персоналу, обслуживавшему самолеты ВВС ЧФ.
Документальный рассказ замечательного советского писателя-мариниста Леонида Сергеевича Соболева "Батальон четверых" прекрасно воссоздает атмосферу времени и принципы отбора бойцов в тот парашютный десант:
"Две недели назад в Севастополе формировался отряд добровольцев-парашютистов. Ни Королев, ни Негреба не могли, понятно, упустить такого случая, и оба на вопрос, прыгали ли они раньше, гордо ответили: "Как же... в аэроклубе - семь прыжков". Можно было бы для верности сказать - двадцать, но тогда их сделали бы инструкторами, что, несомненно, было бы неосторожностью; достаточно было и того, что при первой подгонке парашютов обоим пришлось долго ворочать эти странные мешки (как бы критикуя укладку на основании своего опыта) и косить глазом на других, пока оба не присмотрелись, как же надо надевать парашют и подгонять лямки."
Своими дерзкими действиями десантники-парашютисты вызвали в стане врага панику, уничтожив пять линий связи, в значительной мере нарушили управление войсками противника.
Итоги Григорьевского десанта
Высадка и наступление 3-го Черноморского полка морской пехоты увенчалась полным успехом. Румынские войска были ошеломлены стремительным натиском "черных бушлатов", впали в панику и бежали, бросая оружие и технику.
В числе прочих трофеев было захвачено и несколько румынских орудий, обстреливавших морской порт. На стволах и щитах вражеских пушек морские пехотинцы написали: "Стреляла по Одессе. Больше по Одессе стрелять не будет!" и провезли их по улицам города (до сих пор помню - нам в школе на экскурсиях рассказывали об этом).
Те самые пушки ;)
Одесса была спасена и продолжала стойко обороняться. Но впоследствии, в октябре 1941, ее все-таки эвакуировали, поскольку войска, защищавшие город, были нужны под Севастополем, к которому рвалась 11-я армия Э. фон Манштейна.
Григорьевскому десанту посвятил стихотворение известный фронтовой журналист, писатель Константин Симонов, бывший в те дни спецкором "Красной Звезды" как раз в осажденной Одессе:
«Мы в бушлатах с Черноморья
Шли, как грозный вал.
"Черной хмарой" после боя
Нас фашист назвал...
...Как рванешь в атаке ворот,
Тельник бьет в глаза,
Словно защищает город
Моря полоса.»
«Защитникам Одессы». Константин Симонов
Впервые стихотворение увидело свет 25 сентября 1941 года в областной газете "Чорноморська комуна".
©
http://www.zorich.ru/games/bb/campaign1.htm