"Дайте мне мой кусок жизни, пока я не вышел вон" -- БГ
Пару слов о хорошем кино, посмотренном с начала года.
Для начала совсем недавнее российское - Шультес (реж. Бакур Бакурадзе, 2008). Его неоднозначность, но в чём-то оригинальность, привлекательность и, соответственно, значимость, не только заставила досмотреть до конца весьма тягостное, статичное кино, но и поинтересоваться многочисленными сторонними мнениями, чего хочется нечасто.
О "герое нашего времени" - профессиональном московском карманнике, страдающем потерей памяти понаписывали много. Впрочем, фильм всё равно не об этом. Сравнивали с Бодровским "Братом"(кстати, телекомпания та же - СТВ) в историческом разрезе: десять лет назад герой Бодрова, олицетворял волевых человеков того бандитского десятилетия - приезжал в столицы, чего-то там добивался, сеял заодно разумное-доброе-вечное по мере возможности и тд. Здесь же, если обращаться к подобной аналогии, "герой" этого времени недалеко ушел - наоборот, деградировал чуть ли не до уровня растения. Неудачник не потому, что неудачник(хотя в контексте судьбы конкретного человека автокатастрофа -- существенная причина). А потому, что ни к чему не стремится, и ничего не хочет достичь. Не нужно ничего, кроме записной книжки, помимо прочего в которой ответ на главный вопрос отнюдь не философского контекста - "кто я?". И "Лёша я или не Лёша?" как напоминание на мобильнике. Будни человека-без-цели-и-вдохновения, человека-без-прошлого-и-будущего с туманно-серым настоящим. Нет супергероев и приключений. Ничего нет вообще. Просто серость. Просто жизнь без красок и впечатлений. Наиболее точная ассоциация, пусть кино не совсем об этом -- фильм "Пыль", но лишенный фантастической составляющей. Такой же нестандартный, снятый в эстетике документализма. Статика затрудняет просмотр. Но вдруг ритм меняется, и волей жуткого случая герой(заодно продемонстрировав всю свою отмороженную сущность) неожиданно сталкивается с кусочком настоящей жизни. Становится свидетелем запечатленного на видео вдохновленного признания любви к человеку, и, следовательно, к жизни. На том его роль вообщем-то и заканчивается, и зрителю остаётся какое-то ощущение, построенное на восприятии этих двух контрастов фильма. И точно под заторможенность фильма, лишь какое-то время спустя понятно, что кино стоило просмотра.