Песня Шарафута и еврейская елка

Jun 07, 2016 10:55

Перелистывая на днях трилогию Бруштейн, купленную для мамы в бумажном виде, обнаружил два интересных момента.

1. В самом начале "Весны" есть небольшой эпизод с участием татарина Шарафутдинова, денщика военврача Рогова:

В последнее время Шарафут пристрастился к песням. В соседней квартире, у офицера Блажевича, недавно появился новый денщик. И ( Read more... )

Leave a comment

utnapishti June 7 2016, 11:09:19 UTC
[Скорее всего, я в значительной мере повторю то, что другие уже сказали ( ... )

Reply

o_aronius June 7 2016, 11:29:08 UTC
Все это верно, но - это ЕДИНСТВЕННОЕ известное мне упоминание о елке в доме дореволюционных некрещеных евреев.
Вот характерный пример:

Крепкий румяный русский год катился по календарю, с крашеными яйцами, елками, стальными финляндскими коньками, декабрем, вейками и дачей. А тут же путался призрак - новый год в сентябре и невеселые странные праздники, терзавшие слух дикими именами: Рош-Гашана и Иом-Кипур.

Семья тоже достаточно обрусевшая, и тем не менее, елка однозначно воспринимается как "русское", не наше.

Reply

utnapishti June 7 2016, 16:04:42 UTC
Честно говоря, я в этом отрывке не вижу никаких признаков "ненашести" ёлки. Чуть ли не наоборот - я понимаю его так: жизнь идёт по русскому календарю, с его праздниками: пасха - крашенные яйца, рождество - ёлка; но время от времени кто-то из родных упоминал, что сейчас - такой-то таинственный, непонятный автору, еврейский праздник.

Начёт единственного упоминания можно придумать много версий. Например, так уж ли много есть книг, в которых настолько существенно упоминание ёлки, если она на самом деле была?
И ещё: думаю, что именно в Вильне, многонациональном городе, к тому же находящемся между СПб и Европой, ёлка у еврея-интеллигента намного вероятнее, чем во многих других местах.

Reply

marmir June 8 2016, 12:43:34 UTC
А на сколько много вообще литературы о еврейской жизни этого пласта населения? Мне кроме Бруштейн и Кассиля вообще ничего в голову не приходит. Кстати, если я не ошибаюсь, Евгения Гинзбург упоминает ёлку в детстве, хотя про ее семью я вообще ничего не знаю.

Мне кажется, что в России и до революции ёлка больше ассоциировалась с новым годом, еще с петровских времен. И семья, пытавшаяся быть современной, вполне могла ее тоже ставить.

Reply


Leave a comment

Up