Почему детство

Jan 09, 2005 14:05

Жутковатую серость и незамысловатость человеческих толп слишком ощущаешь на эска-
латоре. Вот едут они мимо тебя, такие все одинаковые, неинтересные, НИКАКИЕ. Тем
не менее, они - мимо, и они - есть, и, должно быть, хорошо, что не в твоей жизни.
Толпа, выглядящая на все 40. И ли даже 45. А что, и дети там есть?
Откуда так получается: встретишься с человеком пообщаться, и он, по впечатлению,
- личность. Пропустишь вдоль себя людской поток, и он - не людской вовсе, а МАССОВЫЙ.
Задумаешься: и эти тысячи составляют облик народа?
Вопросы задаются сотнями. Видимо, и потому, что не ясно в жизни ничего. С какой
стати я оказалась в положении педагога - ведущего за собой, и почему дошкольники,
а вовсе не студенты, например?… Понятно, что, пока не вымрем, будем изо всех сил
воспитывать своих преемников - чтобы жизнь была лучше. Это все понимают. Есть у
человечества такой инстинкт: педагогический. Есть? И вообще, раз уж живем, то надо
доказать хоть самому себе, что не зря и достойно. Кажется, лучшее, что можно оставить
после себя, не будучи гением науки или искусства - талантливых учеников. Значит
(решаю для себя), если быть педагогом - то тоже небесталанным.
Говорят, что у ученых должна быть особая культура мышления, то есть осмысленный
анализ того, что я делаю и зачем, а также - что в результате получат другие. Это
хорошо: заниматься наукой, чтобы людям помогать. Фактически, что есть научная работа
по «методике обучения и воспитания»? Рекомендации! Как учить, что в ком воспитывать…
Так я о теме.
Примем по умолчанию: дошкольники, театр, игра, новые принципы организации образо-
вательного процесса дошкольников через игру в театр. Это - и мой опыт, это - мои
шишки, это - мои открытия, это - работа и помощь друзей и бывших руководителей, это
- их идеи, которые до недавнего времени в этой области никто не применял.
Как-то выяснилось, что не только в детских садах и не только из-за учебной пере-
грузки игровая культура ребятишек последних 5-6 лет падает настолько, что снижается
и количество, и качество игр, в которые играют дети. Разнообразие игровых позиций,
образность персонажей и богатая фантазия уходят из игрового быта ребенка - так отме-
чают множество психологов и педагогов-практиков. Этой проблемой мы занимались в
Самаре, на нее же, как оказалось, обращают большое внимание в столице.
Я против того, чтобы рассматривать игровую практику в работе с детьми только в
качестве средства развлечения или, что кажется еще более кощунственным, в качестве
«приманки» для учебы. Воспитание и обучение средствами игры и с помощью игры как
формы (некоторой оболочки деятельности) - в этом до сих пор есть загадка. Кроме
того, игра обладает огромными ресурсами для общего развития ребенка, и на фоне
тревоги по поводу исчезновения игровой культуры у детей новые разработки в этом
направлении, думаю, будут не лишними.
Почему игра в театр?
Во-первых, меня всегда настораживал общераспространенный способ организации
праздников и «спектаклей» в детском саду. Это долгие репродуктивные репетиции;
ребятишки, разряженные в костюмы - купленные или сшитые воспитателями за свой счет
(а поэтому: «Вот только попробуй мне испачкать!»); это недоверие взрослых к творческим
силам ребенка; это роли не по вкусу… И еще много всего. В результате - натянутая,
высосанная из пальца атмосфера праздника, когда присутствующие начиная от взрослых
и заканчивая самими малышами, буквально изображают свое веселье. Увы, такие праздники
мне приходилось видеть. К чему они? Для комиссий. Но заниматься «творчеством» с дошколь-
никами ради того, чтобы похвалили вышестоящие организации..?
Вторая причина связана с близостью театра игровой практике. В общем смысле я определяю
для себя игру как тип деятельности, способный ставить какие-то вещи и явления не на свои
места, комбинировать их в непривычных сочетаниях и проверять на «практике» - той, которая
«понарошку» и последствий не имеет. Театр как вид деятельности есть игра с образами.
Дошкольники еще умеют заводить сюжетно-ролевые игры, из которых при корректной помощи
взрослого несложно выйти на мини-спектакль. Сюжетно-ролевая игра есть, по сути, подготовка
к будущим социальным ролям. Процесс организации сюжетно-ролевой игры помогает выработке у
детей жизненных позиций. Здесь он определяет для себя, проще ли быть ведущим или ведомым,
стоит ли бороться за главную роль в игре и т.п. В дошкольном коллективе подчас складываются
такие типы отношений между детьми, которые непосредственно влияют на дальнейшую социализацию
ребенка и стереотип его социального поведения. Поскольку очевидно, что педагог может спо-
собствовать значительному сокращению вариантов конфликтных взаимоотношений в группе, то
почему бы не сделать это естественным для детей способом - с помощью игры?
Тут я и подхожу к игре в театр. Дело в том, что тот спектакль по сочиненному детьми сюжету,
который они же сами и ставят (сочиняют костюмы, декорации, подбирают музыку, стихотворения и
танец), напоминает мне «гиперболизированную» форму сюжетно-ролевой игры. И важен здесь не
столько сюжет спектакля, сколько процесс его подготовки: работа по группам, состав которых
постоянно меняется, совместное решение творческих задач, декларированные законами театра
условия совместной работы (ограниченность во времени и пространстве, а также ограничение
сюжетной линией и логикой разворачивания событий). Все это требует от дошкольника активизации
творческих и духовных сил. Ведь, как оказывается (и взрослый помогает это детям понять), не
получится интересного, понятного для зрителей спектакля, пока мы не…
Не научимся общаться.
И приоритетами здесь для меня выступают те общечеловеческие ориентиры, которые и определяют содержание «культурных ценностей». Это Красота, Справедливость, Гармония, Честность, Доброта,
Человеческое… Кроме того, мы познаем законы театра и как вида искусства, и как Храма культуры
(мы осваиваем правила поведения в театре и «актеров», и зрителей), и как вида деятельности.
Значит, мы эстетически осваиваем культурные ценности.
Классический репродуктивный метод работы с дошкольниками для всего этого не подходит. Раз
мы играем в театр, то нужна и игровая методика. В.В. Краевский на практикуме по методологии
педагогики помог мне ценным советом: не выносить название выбранной методики (социоигровой)
в заголовок диссертации. Попробовать рассмотреть другие игровые методы или стили работы,
использующие игру, а в ходе последовательных умозаключений прийти к выводу о том, что социо-
игровой метод является самым продуктивным для решения конкретных поставленных мною задач
педагогической деятельности.
Несмотря на обилие программ по изучению сокровищ мировой культуры, культурные ценности
как таковые редко становятся для дошкольников личностно значимыми. Соответственно, и понятие
культуры, и понятие культурных ценностей следует сегодня рассматривать особенно близко и в тесной связи с социализацией дошкольника.
Previous post Next post
Up