Отношения с ребенком - в новую плоскость

Apr 29, 2009 22:46

Очень противно быть неидеальной матерью.

И знаете, что я скажу.

Я устала от этой бессмысленной, животной системы "проступок - последствия". Она не действует ни на йоту. Величие человеческого разума позволяет это осознавать, но низменная природа инстинкта в первую очередь включает "мстю" за неверные, опять неверные, снова неверные, неттыменянепоняланубыстроясказала действия.

Я больше не хочу.

Благодаря демократичному (правление народа? ей-Богу: с дитем в нашем доме советуются и ежеминутно предоставляют выбор) обхождению имеется в наличии чрезвычайно, слишком самостоятельный человек. Нет, ему, конечно, приходится подчиняться, когда мама ледяным тоном отказывает в просмотре второго или третьего часа подряд просмотра мультфильмов. Ему приходится включать нытельную сирену и-таки соглашаться съесть суп ДО вафли, а не после. Однако человек недопяти лет от роду принимает решения, куда и с какой скоростью ехать на самокате (идет ли за ним мама - совершенно не важно), превратить ли уличные сандали в домашние и улечься ими на диван, оставив смачный отпечаток на маминых бирюзовых домашних штанах, принимать ли последующую пищу через час или через пять часов после предыдущей, заниматься ли письмом/рисованием/вырезанием/ конструированием или слоняться по дому без дела, потому что на свете так много интересных мультиков и придется ждать до завтра... Он решает, спать ли ему днем и на какой кровати - собственной или родительской, а если просят пойти на свою, то не будет спать вообще, а то уляжется в шесть вечера и пиши пропало, будить этого человека можно три часа без результата.

В общем, стала я замечать, что раздражают меня детские "я хочу" не только там, где опасно, но и там, где я считаю, что НАДО.

К примеру, любит недопятилетний человек злить кота. А восьмилетний семикилограммовый кот, хоть и кастрированный, в состоянии рычания оооооочень опасен. Испытала на себе, чуть не окончилось наложением швов, крови было много. И не хочу, чтобы испытывал это на себе ребенок. Как вы думаете, что мы с папой делаем в очередной раз, когда слышим кошкино рычание? Неправильно, мы несемся к ребенку и страдает ребенкина попа. А что мы делаем на следующий день? Неправильно, то же самое. Физическое наказание - не работает!!!! Справедливости ради надо признать, что до исполнения приговора физического наказания ребенку объясняется, почему нельзя злить кота. Однако приходит момент, и в ход идут руки, и в тот момент совершенно ясно, что по-другому никак, а уже через пятнадцать минут, когда наблюдаем то же самое, нам точно так же ясно, что по-другому - НАДО, потому что объяснять, а потом шлепать - не действует.

К еще одному примеру, любит ребенок игнорировать наши вопросы и просьбы. Вот спросишь его: "Ты будешь гречку с молоком или овсяную кашу или вермишель с сыром?". Но ребенку не два года, чтобы радоваться возможности выбора, ребенок выбирает мармелад. И после большой паузы (как мне кажется, уважительного выслушивания человеческого мнения) следует вздох и тягучее "Маааам... А можно я возьму мармелад?". Попросишь: "Дорогой, пожалуйста, собери с пола игрушки, т.к. я буду мыть полы и то, что останется, окажется в мусоре". Ходить просить можно трое суток. Угрозы "Если не уберешь через десять минут - то, что на полу, окажется в мусоре" - пустой звук. При том, что "все, что на полу, оказывается в мусоре", маме и папе уже до слез жалко своего труда, положенного на зарабатывание несчастных денег для этих несчастных игрушек, которыми интересно разбрасываться и неинтересно убирать, и даже не интересно, какая участь их постигнет.

К третьему примеру, любит ребенок нами покомандовать. Вот реально: "Мам, дай яблоко". Или: "Так, ты давай иди в мою комнату, а я...". А я говорю: "Таким тоном - не хочу". Сегодня человек разозлился, что консьержка зашла к себе домой, не дождавшись, пока он выйдет из лифта, и скорчил ей в окно такую злостную рожу, так топнул ногой... Отчитывала. Она тебе не слуга, говорю.

И везде, где только натыкается коса на камень, его воля на мою, как лист перед травой встает принцип "если ты (НЕ) сделаешь - ТО (мультик не будешь смотреть, гулять второй раз не пойдешь, за компьютер не сядешь и т.д.). Другой надоевший принцип - "ЗА ТО, что ты... (не) сделал, ... (мультик нельзя, гулять второй раз не пойдешь, вот почувствуй мою тяжелую руку, не хочу разговаривать, ты меня обидел) и т.д.

Читала, что возможно воспитание вообще без наказаний, то есть без последствий "проступков". Осталось только отслеживать свои собственные спотыкалки об "ах, так? вот я сейчас покажу, что со мной так нельзя!". Получается, что это я общаюсь с недопятилетним человеком с позиции ребенка, понимаете?

Помогите. Очень нужны положительные примеры полного отсутствия наказаний. Мы сможем, у нас получится - ведь до недавнего времени получалось, хотя и срываемся регулярно. А срываемся, потому что очень боимся возрастания самостоятельности до границ, непозволительных в данном возрасте. Уже сейчас ребенок предпочитает ни в чем не слушаться взрослых, и я серьезно задумываюсь о домашнем обучении как минимум в начальной школе. Интересует не опыт воспоминаний взрослых, а опыт отсутствия наказаний именно ваших собственных детей. Как удавалось договариваться и уберегать от опасных последствий (травмы в первую очередь имеются в виду)? Как удается договариваться и сохранять детский такт, вежливость, уважение к другим? Пока у сына идет перекос в сторону бахвальства, хамства, командования даже незнакомыми взрослыми. Разговаривает через губу с полуприкрытыми глазами.

А самое главное: ясно, что уже поздно, но с чего начать и как продолжить перевести отношения с ребенком из плоскости "проступок - последствие" в совершенно другую?

Previous post Next post
Up