Apr 25, 2017 21:38
Грех клятвопреступления стал трагической судьбой всей Белой армии от солдат до
командующих. Предав своего Императора, порушив Закон и Присягу, армия (ВСЯ! - и в этом
состоит ответственность перед Господом всех за грехи многих) понесла заслуженное нака-
зание - разделение на Белых и Красных, гибель и отступничество вождей, крушение воин-
ского духа. Армии, не вставшей спасать своего Царя, Бог не даровал победы.
Голос обличителя иудиного греха звучал твёрдо и бескомпромиссно. Но чем дальше,
тем больше в нём слышались слёзные нотки, ведь обличать приходилось плоть от плоти,
кровь от крови свой собственный народ, частичкой которого он был сам. Был и остался до
самой смерти.
- За трагедией армии встаёт трагедия Русской Православной Церкви. Почему её, еди-
ную, с почти тысячелетней историей, мощную, родившую на рубеже веков великих свя-
тых, - преподобного Иоанна Кронштадтского, преподобных Оптинских старцев, преподоб-
ного Варнаву Гефсиманского - прославившую в одном только начале XX века мощи семи
угодников Божьих, открывавшую в те годы новые храмы, монастыри, семинарии, духовные
училища? И этот нерушимый, казалось, оплот Православной Веры и Самодержавного Цар-
ства вдруг в одночасье поразил гибельный пожар раскола, внутренних распрей, жестоких
гонений со стороны безбожников и иноверцев. Что сталось с православными, с массой рус-
ских христиан, «страха ради иудейска» отвергшихся от своего христианского имени и всё-
таки попавших под мстительный меч репрессий? Где были их прежние духовные вожди и
наставники, кто бы остановил повальное богоотступничество?
А. Стамм. «Нецелованный странник»
Мысли,
История России