Брать ответственность не только за себя, но и за всех и всё вокруг, мы учимся в детстве. С одной стороны, копируя это со взрослых, а с другой стороны - это такой способ обеспечить себе безопасность. Ведь как просто, обвинил себя в том, что другой человек как-то себя ведет, и уже стал хозяином положения. Раз я виноват, значит и разрулить я смогу. Чувство вины, как ни странно, дает ощущение могущества, власти над ситуацией. А иначе придется сталкиваться со своей беспомощностью и бессилием. А быть беспомощным очень небезопасно, мы все это в детстве проходили. Съедят, заклюют, посадят на цепь. Уж лучше я сам с собой все это сделаю, зато хозяином положения сразу буду я.
И какое-то время это правда хорошо работает, пока удается исправить своими силами то, что творят другие. Но в один прекрасный момент наступает край, когда чтобы я не делал, изменить я это не могу. А дело в том, что изменить то, чем я на самом деле не обладаю (чувствами, мыслями, состояниями, поведением других людей) невозможно, можно на них влиять, но сделать так, чтобы их не было или были другие - невозможно. ("Муж пьет, чтобы я ни делала, все равно пьет. Свекровь ругается, чтобы я ни делала, все равно ругается".) И тут человек упирается в стену, сопровождаемый чудовищным чувством вины за свое невсемогущество. Это все равно как верить в то, что я могу руками махать и как следствие летать. Как долго человек может жить в такой иллюзии? Десятилетиями. Пока силы есть махать руками. И когда приходит бессилие - это хорошо. Тогда начинает рушиться иллюзия про всемогущество. Правда обычно начинается это разрушение с разочарования в себе, ну поскольку бессилие бессилием, а бессознательно-то человек верит, что он "должен мочь", а если не может, значит с ним что-то не так.
Признание своего бессилия управлять состояниями и жизнью других людей лишает власти, зато восстанавливает самооценку, возвращает бессмысленно затрачиваемую энергию. Правда перед этим приходится отделить бессилие и беспомощность от опасности, найти опору и защиту в бессилии. Парадоксально, да ведь? Зато работает. А когда это работает, исчезает патологическое чувство вины, своей неполноценности, и другой учится сам нести ответственность за свое недовольство. Больше некому потому что.
anna_paulsen