Я работаю в такой сфере, где мой труд не имеет итоговой конкретики. Каждый день работаю с бесконечными цифрами, что-то куда-то перечисляем и так постоянно. Художник же нарисовал картину и результат на лицо, ее можно повесить на стенку и любоваться долгими вечерами, ее можно продать/подарить и совершить иные разные действия.
Вдвойне интереснее быть реставратором. Как же это здорово когда ты можешь возвращать историческим предметам первоначальный вид. Несмотря на все свои плюсы, данная работа требует большой усидчивости, терпения и стойкости. Я бы с моим характером не смогла бы долгое время методично шаг за шагом, по миллиметру, восстанавливать какой - либо предмет, не хватило бы самого главного - терпения.
В минувшую пятницу в
Эрмитаже, а точнее в Западине Восточной галереи Зимнего дворца начала работу выставка «Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации».
Выставка совсем небольшая, состоит из 8 экспонатов, в их числе уникальные экземпляры кабинетной скульптуры, созданные выдающимся российским скульптором Петром Карловичем Клодтом.
Центральными экспонатами стали две ранние работы мастера - фигуры лошадей из тонированного гипса, исполненные по заказу императора Николая I и представленные на выставке после реставрации.
Более детально о самой выставке можно прочитать на сайте
Эрмитажа.
Чем уникальна и важна данная выставка? - да тем что представленные на ней предметы были неизвестны ранее, были в очень аварийном состоянии и после реставрации теперь с ними ознакомится могут все заинтересованные лица. Сами скульптуры изготовлены из гипса, а это достаточно хрупкий материал (дата создания 1833 год).
Учитывая художественное начало моей Шурки и выбор профессии, который сейчас ей предстоит, я чуть побольше пообщалась с реставраторами, а именно с Александрой Богдановой. Эта хрупкая и молодая девушка у меня мало ассоциировалась с работником данной сферы, но оказалось, что она по своему образованию скульптор, и отчасти ей легче проводить реставрацию, потому как ей знакомы основные методы создания скульптур.
На данные модели ушло 5 лет работы, она заключалась в следующем:
в поиске документации (утраченных архивов с описанием, или аналогичных работ с пропорциями), тем более, что данные лошади : английской фермерской (темная) и жеребец Мидлетон (рыжий) использовались в качестве моделей не раз , и как в одной песне звучит - "Кто ищет -тот всегда найдет!", были найдены нужные документы, которые ускорили процесс реставрации;
на поиски вариантов материалов восстановления, гипс из которого были они изготовлены существенно отличается по составу от нынешних вариантов, и надо было определить нужный состав по элементам, где-то оказалось больше соли, где-то был определенный клей, выправку поврежденной конструкции;
сделать нужные отливки из воска и совместить материалы;
и после такой подготовительной работы началась уже непосредственно восстановительный цикл, увидеть каждый шаг процесса восстановления - можно на стендах.
Важно то, что реставраторов никто не гонит с определенными датами, сколько времени нужно - значит столько времени и будет идти процесс восстановления. Очень увлекательная работа для тех кто любит решать творческие задачи по восстановлению утраченных элементов.
5 лет на реставрацию - это большая удача, в данном случае повезло с документами. Ведь поврежденный корпус не давал ясной картины как, например, восстанавливать ногу, на какой высоте ее закреплять, вопросов было много, и найденные документы в архивах постепенно расставили все по своим местам.
И когда ты 5 лет работал над кабинетной скульптурой, каждый день добавлял все новые и новые штрихи расстаться с ней уже становится сложно, но зато какая радость на душе и на сердце от прекрасно сделанной работы. Я бы наверное каждый день приходила бы к своим восстановленным предметам.
Кстати, скульптуры находятся под стеклом с соблюдением определенного температурного режима, который кстати соблюдался и в мастерской.
Напомню, что полюбоваться на них можно в
Западине Восточной галереи Зимнего дворца. Сейчас в Эрмитаже очень спокойно можно погулять и полюбоваться осматривая разные экспонаты ведь пропали тысячи китайских туристов.
Не теряйте время зря, ведь пора идти в музей!
Альбом по выставке здесь
Благодарю
Эрмитаж,
Сообщество Питерских блогеров и
Светлану за возможность увидеть такую интересную выставку.