Фарфор когда-то появился в Китае и именно Китай был монополистом в его производстве. Долгое время, а точнее несколько веков многими предпринимались попытки раскрыть его секрет. Удалось в начале 17 века немцам (мейсен), в России же появился чуть позже.
Но недавно открытая выставка в
Эрмитаже посвящена по сути одному, но очень хорошо сохранившемуся предмету, а именно китайскому фарфоровому блюду из коллекции Шейха Хамада бин*Абдаллаха Аль-Тани. Это блюдо датируется началом 15 века. Его владелицей была принцесса Махин Бану (1519-1562) более детально о владельцах и его истории можно прочитать на сайте Эрмитажа, повторять не буду, ссылка ниже.
Лидия Поточкина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа очень увлекательно рассказала о данном экспонате и представленных для сравнения остальных предметов на экспозиции и слушая ее я и не подозревала сколько всего интересного можно узнать просто внимательно рассмотрев предмет.
Боюсь только такая возможность упускается нами в момент посещения Эрмитажа, когда глаза разбегаются и ноги несут в одну сторону, глаза в это время пытаются ухватить, осмыслить все, что попадает в фокус зрения.
И вперед, и дальше, и еще, и еще.
Такие выставки с небольшим количеством предметов позволяют более детально рассмотреть каждые нюансы и представить себе эту историю вживую.
Итак, фарфоровое блюдо весом примерно 3 кг, казалось бы, что ценного в нем? Но в то историческое время, фарфор большая редкость, а обладатель редкой вещи - богач, собственно несколько веков прошло, а принципы те же.
Как я поняла, блюдо выставлялось на стол и практически не использовалось в обиходе, такой красотой нужно наслаждаться только глазами. И как любая вещь, оно содержала отметку владельца, свое клеймо, которое можно увидеть на обороте блюда.
Не все клейма, которыми богата внутренняя сторона, удалось историкам расшифровать, возможно и не получится в будущем, но как же это интересно, что какие - то точки способны поведать информацию о владельцах, такой вот каталог обладателей на оборотной стороне.
Любопытно и то, что клейма не повредили поверхность блюда, каким умением должны были обладать мастера, чтобы и гравировку нанести и дорогую посуду не испортить, а также тот факт, что в истории осталось более значимое имя владельца в плане его титула.
Мне всегда было интересно почему одни предметы старины долгое время сохраняют свою первоначальную красоту, а какие - то безжалостно разбиваются и не доходят до потомков? Какая связь? Любовное отношение создателя к своему предмету или его производство из под палки?
Блюдо Махин Бану принадлежит эпохи династии Мин, которая считается "золотым веком" китайского бело-синего фарфора. Для получения синего цвета использовали и используют до наших дней кобальт. Использовали кобальт по одной простой причине, его месторождения были открыты в Китае. И таким образом, данный цвет плавно перешел в Голландию, Делфт, а затем и к нам в Россию.
Увидеть это блюдо и те предметы, которые были созданы под его влиянием можно в Аполлоновом зале до 24.05.2020.
И обязательно осмотрите со всех сторон!
Выступление Лиди Поточкиной, куратора выставкиЦеремония открытия выставкиСправочная информация о выставке с сайта Эрмитажа Альбом по выставке Благодарю
Эрмитаж и
Светлану за шикарный день в любимом музее!