Шрейдер Ю.А. Этика.

Sep 10, 2008 11:05


в этике Аристотеля, ... впервые обнаруживается абсолютизм: моральность поступка (его добродетельность) есть благо само по себе, достигаемое непосред­ственно в этом поступке.
«Счастливая жизнь и счастье состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить - значит жить добродетельно. В этом цель, счастье и высшее благо».Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. м., 1984. С.ЗОЗ.

Что касается этики Аристотеля, которую в дальнейшем существенно развил Фома Аквинский во второй части своего знаменитого труда «Сумма теологии», то для нее существенным моментом является добровольность поступка.

Аристотель анализирует поступки, совершаемые по страстному желанию, порыву и хотению, показывая, что их можно считать и добровольными, и недобровольными. Например, можно ли считать вполне добровольным поступок, совершенный в порыве гнева? Сам гнев не является добровольным, он возникает, по-видимому, помимо воли. Гнев может быть правильной реакцией на несправедливость, но он плохой советчик. Тем не менее, человек отдается гневу или не отдается ему.

Однако настоящий выбор возникает там, где происходит обдумывание предстоящего решения, когда совершается действие, при котором от нас зависит делать нечто или не делать, делать это так или иначе.

Благо, Жизнь, Воля, Шрейдер Ю.А., Абсолют, Этика, Гнев, Счастье, Мораль

Previous post Next post
Up