ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЕФЛЕКСИИ

Mar 28, 2009 20:30

  Рассмотрим случай, когда субъект безусловно слушается голоса совести, т. е. для него всегда х3  = 1. В этом случае основная формула упрощается и переходит в выражение морального статуса через две величины:
       Х=Х1 + (1 - Х1) (1 - Х2)  =  1 - Х2 + Х1 • Х2                                           (2)

Посмотрим, что означает это выражение для некоторых пре­дельных случаев.

Случай 1: Х1 = 1 и Х2 = 1, субъект находится в хорошем окру­жении (без соблазнов), и совесть позитивно оценивает это окру­жение. В этом случае X= 1 - 1 + 1 • 1 = 1, т. е. моральный статус субъекта максимально высок.

Случай 2: Х1 = 1 и Х2 = 0, субъект находится в хорошем окру­жении, которое он оценивает негативно.

В этом случае Х=1-0 + 0=1, т. е. моральный статус высок, влияние хорошего мира не портится от плохой оценки его совестью. Мир не имеет соблазнов, и дурной поступок субъекта исключается.

Случай 3: Х1= О и Х2  = 1, субъект попал в мир из сплошных соблазнов, и совесть, не реагируя на них, оценивает этот мир положительно. В этом случае Х=1- 1+0• 1=0, т. е. моральный статус субъекта низок, совесть не защищает его от соблазнов.

Случай 4:Х1 = 0 и Х2 = 0, субъект в дурном мире, но совесть его об этом предупредила. В этом случае Х=1-0 + 0• 0 = 1, т. е. моральный статус субъекта высок, ибо, несмотря на наличие соблазнов, он от них защищен. Разбор этих случаев свидетельствует, что наша формула (2) дает результаты, согласующиеся с этической интуицией, по крайней мере, в случаях, когда субъект следует рекомендациям собственной совести.

Для ценителей математических красот продемонстрируем одну тонкость. Вернемся к основной формуле (1) и с помощью обычных алгебраических преобразований приведем ее к следующему виду:
X = (1 - Х1) (1 - х2) х3 + Х1 = (1 - Х1 -Х2 + Х1 • Х2) х3  + Х1=

=  х3  - Х1• х3 - Х2• х3  + Х1 • Х2 • х3 +Х1

После этого прибавим и вычтем по единице и сгруппируем слагаемые следующим образом:

X =  1  -  1  + Х3 - Х2 • Х3 +Х1  - Х1 • Х3 + Х1 • Х2 • Х3 .

Теперь снова расставим скобки в тройках слагаемых:

X = 1 - ( 1 - Х3 + Х2 • х3  ) + х1( 1 - х3  + Х2 • х3  ) .

Введем теперь обозначение для общего содержимого скобок:

Х1 = (1 - х3 + х2 • х3 ) .                               (3)

Тогда мы получим

X = 1 - Х1 + Х1 • Х1 .                                 (4)

Система равенств (3) и (4) равносильна основной формуле (1). Заметим, что эти равенства имеют одинаковую формальную струк­туру, такую же, как и правая часть равенства (2). Если в правой части (2) заменить величины Х1 и х2 на х2 и х3, то получится правая часть равенства (3). Поэтому величину Х1 можно рассмат­ривать как аналог морального статуса такого субъекта, у которого мир - Х1 заменен его оценкой х2, а оценка мира - оценкой оценки.

Правомерно поэтому сказать, что Х1 - это моральный статус некоего субъекта, существующий только в сознании исходного субъекта. Величина Х1 согласно формуле (4) играет роль скоррек­тированной с учетом величины х3 оценки мира. Она выражает фактическое влияние совести субъекта на его решение с учетом качества его намерений повиноваться голосу совести. В цитиро­ванной книге В. Лефевра вышеуказанные соображения развиваются более детально.

Формулы (3) и (4) выражают рефлексивную структуру мораль­ного статуса субъекта: суждение совести х2 отражается в рефлексии субъекта. Принципиально здесь то, что рефлексивная структура моральных оценок (прежде всего морального статуса субъекта, проявляющегося в его решениях) оказывается следствием основной формулы (1) и обнаруживается путем установления ее равносиль­ности формулам (3) и (4).

Для иллюстрации сказанного применим эти формулы к анализу морального статуса героя библейской книги Иова, предполагая, что читатель достаточно знаком с ее содержанием. Мир, в котором живет Иов, безусловно плох, ибо через бедствия в этом мире Иову были ниспосланы испытания, которыми сатана пытался склонить его к ропоту и непослушанию. Итак, Х1 = 0. Иов адекватно оценивает этот мир как дурной, принимая свое непосредственное ощущение (Х2 = 0) за чистую монету (хз = 1). В этом случае из формулы (1) вытекает, что его статус X = (1 - 0) (1 - 0) 1 + 0 = 1, т. е. мо­ральный статус Иова максимально высок.

Друзья Иова .оценивают этот дурной мир ( Х1 = 0 ) как спра­ведливый, т.е. хороший (х2=1), и принимают эту оценку как истинную (х3 = 1 ). Для них согласно (1) моральный статус равен

Х = (1-0) (1-1)1+0 = 0.

Итак, моральный статус друзей Иова, упорно с ним спорящих, предельно низок.

Друзья пытаются убедить Иова принять их оценку мира Х2 = 1. Это невозможно, поскольку совесть не подчиняется воле человека. Но можно воздействовать на намерения Иова (на его х3 ) путем внушения ему необходимости перестать слушать собственную со­весть и признать мир справедливым. Для этого Иову следовало бы признать себя грешником, заслуженно несущим свои бедствия в качестве справедливой кары. Если бы Иов послушался своих друзей и по собственной воле сменил бы свою оценку голоса совести так, чтобы стало х3  = 0, то у него возникло бы новое видение мира, а его моральный статус оказался бы равным:

X = (1 - 0) (1 - 0) 0 + 0 = 0 .

Послушав друзей, Иов резко понизил бы свой моральный статус. Но он остается при своих убеждениях, и Бог подтверждает его правоту, говоря его друзьям, «что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42: 8). В этом примере ясно видно, что для оценки морального статуса субъекта важно не только, как непосредственно реагирует на мир его совесть, но и как он ре­флексивно оценивает суждение совести.

В описываемой формальной модели рефлексивный характер этики становится самоочевидным. Именно математическая метафизика делает наглядными философские представления о логике формирования моральных оценок. Формальная этика не менее правомерна, чем формальная (математическая) логика, завоевав­шая себе все права на существование.

Основная идея формальной этики связана с представлением о том, что знание о мире - это не пассивный слепок с происходящих в нем событий, а активно формируемое самим познающим субъ­ектом представление о мире и собственном отношении к этому миру. Еще в 60-е годы (до отъезда в США) В. Лефевр занимался описанием поведения субъектов в конфликтной ситуации, учитывая не только складывающуюся ситуацию, но и представления субъектов о ней, представления об этих представлениях и т. д. Для этой цели ему пришлось разработать формальный аппарат для представления структуры многоступенчатой рефлексии, учитывающей образы си­туации в сознании разных субъектов, образы образов и т. д. Только очень простые конфликтные ситуации решаются без рефлексии - без представления о намерениях и планах противника. Лишь за­урядный шахматист может интересоваться только положением фи­гур на доске. Изощренный шахматист думает и о том, каким это положение выглядит с точки зрения его противника. Более того, он постарается представить себе, чего противник от него ожидает. В статье М. Д. Ионова* очень детально вскрыт рефлексивный характер решения военно-стратегических задач.
Именно опыт формального описания таких рефлексивных струк­тур помог Лефевру открыть структуру этической рефлексии. Я даже думаю, что этика оказалась для Лефевра удачной находкой для применения его идеи формальной структуры рефлексии. Наи­более интересная формализация была им разработана впоследствии специально для описания этических проблем на основе идеи ком­бинирования оценок Х1, Х2 и х3   для вычисления морального статуса субъекта, хотя он и не использовал приведенную здесь трактовку этих оценок как вероятностей.

Совесть, Рефлексия, Шрейдер Ю.А., Этика

Previous post Next post
Up