Пять книг Торы

Feb 07, 2009 16:01

Арье Барац
“Пять - кто знает?”

В недельной главе “Мишпатим” описывается заключение завета между Вс-вышним и Израилем и дается предписание Моше подняться на гору для получения Торы: “И взял Моше половину крови, и влил в чаши, а другою половиною крови окропил жертвенник. И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что говорил Г-сподь, сделаем и будем послушны. И взял Моше крови, и окропил народ, и сказал: вот кровь союза, который заключил с вами Г-сподь обо всех словах этих. И взошел Моше и Аарон, Надав и Авиу, и семьдесят из старейшин Израиля, И видели они Б-га Израиля; и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте. И на избранников из сынов Израйлевых не простер Он руки своей. И видели они Б-га, и ели, и пили. И сказал Г-сподь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там; и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал для научения их” (24:3-12).

В трактате Брахот (8-а) объясняется, что “Скрижали” - это десять заповедей, “Тора” - Пятикнижие, и “заповедь” - Мишна, “которые Я написал” - книги Пророков и Писания, “для наставления” - Гемара. Иными словами, приведенный пасук воспринимается как намек на то, что на Синае была получена вся Тора - и Письменная и Устная.

В широком смысле под письменной Торой понимаются как пять книг Торы, так и 21 - Пророков и 13 книг Писания - всего 39 книг. Между тем в узком смысле Тора - это Пятикнижие, а именно: Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа) и Дварим (Второзаконие).

В пасхальной песне “Один - кто знает?” относительно числа пять утверждается, что пять - это именно пять книг Торы. Иными словами, согласно иудейскому видению, природе числа пять наиболее близко соответствует именно Тора; или что то же самое - Закон Вс-вышнего определенным образом связан в первую очередь с пятеркой, символизируется ей.

В самом деле, ведь деление Торы на книги относительно условно. И если Вс-вышний решил скомпоновать главный “труд Своей жизни” в пять свитков, а не, скажем в шесть или в четыре, то значит, за этим стоит свой смысл.

Попытаемся же проникнуть в значение числа пять. Прежде всего следует отметить, что число пять соответствует центру и четырем сторонам света, что в частности проявляется в расположении станов двенадцати колен при выходе из Египта. Они были распределены именно на пять лагерей. Как это описывается в Бемидбар (2:3), в центре располагалось колено Леви, впереди к востоку станы колена Иегуды, Иссасхара и Звулуна; к югу Рувена, Шимона и Гада; к западу Эфраима, Менаше и Биньямина и к северу Дана, Ашера и Нафтали.

В книге “Дерех Хаим” (90) Магараль отмечает, что Пять книг Торы соответствуют пяти душам, как сказано в трактате Шаббат (104-б): “Исход души подобен сожжению Торы”.

О каких душах идет речь? Иудейская традиция учит о пяти душах - нефеш, руах, нешама, хайя, йехида (НаРаНХаЙ), которые в лурианской каббале связываются с пятью парцуфим Адама Кадмона.

Вот как характеризует эти пять душ Гершом Шолем: “Нефеш соответствовала животной душе, происходящей от четырех стихий, руах - разумной душе, а нешама - божественной искре, “части Б-га Вс-вышнего”, происходящей из сфиры Бина (Разум) божественной плеромы. “Зоар” добавил еще души хайя и йехида, относящиеся к глубочайшим и тончайшим уровням бытия. Постепенно эти души стали восприниматься именно как уровни развертывания духовного существа человека, причем уровень душ хайя и йехида считался доступным для редких избранных. Остальные же лишь обладают этими душами как бы потенциально, и они находятся за пределами сферы самосознания профанической личности. Или, другими словами, сознание профанических личностей не развертывается на тех уровнях, на которых оно могло бы быть названо “хайя” и “йехида”. Высшей душой лурианская каббала считает душу, происходящую из уровня йехида сефиры Кетер (Венец, Корона) мира ацилут. Это душа Машиаха (Мессии)”.

В этой связи уместно упомянуть также и то, что число Пять упоминается в “Пиркей Авот” как некий урезанный миньян: “Раби Халафта бен Доса из села Анания говорил: В среде десятерых занимающихся Торой пребывает Шехина, как сказано “Б-г стоит в общине Б-жией”, то же относительно пятерых, как сказано: “Он основал союз на земле”. То же и с тремя, ибо сказано “Среди судий Он творит суд” (Пиркей Авот (3:7).

Комментируя эту мишну, Магараль пишет в отношении пяти: “Один не относится к счету, и начало счета ведется от двух. Таким образом в двух имеется то, чего нет в одном. Но два - это именно пара, а три непарное число, и потому говорится, что два - это начало счета четных чисел, а три - начало счета нечетных чисел… Число же пять включает в себя четные и нечетные, так как в числе пять имеется число два и число три” (Дерех хаим 124-125) .

В данном случае Магараль следует за пифагорейцами, для которых единица числом не считалась, и соответственно число пять также оказывалось символом брака (четного и нечетного).

Но при этом пять характеризуется также еще и тем, что оно обладает двойной спаренностью: с одной стороны пять представляет собой внутреннюю пару (двух с тремя), а с другой создает пару с иной внешней по отношению к себе пятеркой, формируя совершенное число - Десять.

Тора и Мишна

Действительно, Десять заповедей распределены по пять на двух скрижалях, а пять душ человека объединяются с пятью душами своей жены, как сказано “неженатый человек - не человек” (Евамот 63-а). Иными словами, перечисленные выше пять душ приобретают себе еще пять, когда мужчина вступает в брак. Пять душ мужа и пять душ жены создают пару. Тем самым полное число совершенного человека - это десять душ.

Итак, число пять не только внутренне (подобно правой и левой сторонам), но и внешне (подобно мужу и жене) более правильно рассматривать и осмысливать в паре, т.е. в паре с другой пятеркой, а тем самым в контексте Десятки.

Но разве пяти книгам Торы что-либо соответствует? Ответ достаточно ясен: письменной Торе соответствует Устная. Иными словами письменная Тора составляет пару с Торой устной: ПЯТЬ книг Торы находятся в союзе с ШЕСТЬЮ разделами Мишны.

Действительно, в упомянутой нами пасхальной песне “Один - кто знает” относительно шести говорится: “Шесть - это шесть разделов Мишны”: А именно: Зраим, Моэд, Нашим, Незикин, Кодшим, Таѓарот. Но каким образом ПЯТЬ (книг Торы) может находиться в паре с ШЕСТЬЮ (разделами Мишны)? Дело в том, что согласно Устной Торе, Письменных Тор не пять, а шесть. Шестая Тора - это небольшой отрывок, заключенный между атипическими “нунами”: “И было, когда поднимался ковчег в путь, говорил Моше: восстань, Г-споди, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего. А когда останавливался, он говорил: оборотись, Г-споди, к десяткам тысяч семей Израиля” (Бемидбар 10:35-36).

Иными словами, число ШЕСТЬ Устной Торы рождается как некое приращение к числу ПЯТЬ Торы Устной за счет ее - Устной Торы - тайного знания, что письменных Тор на самом деле ШЕСТЬ.

Переход от ПЯТИ к ШЕСТИ - это, таким образом, загадка герменевтического круга, т.е. текста и его понимания, которое предполагает приращение смысла, предполагает порождение нового и это новое символизирует. Между Письменной и Устной Торами происходит некоторое иррациональное приращение. Однако далее продолжают действовать прежние “рациональные” законы парности.

Итак, если ПЯТЬ соответствует письменной Торе, то ШЕСТЬ - Торе устной.

Тем самым пять и шесть создают ту внутреннюю пару, которую в пяти составляют два и три, и которые соответствуют левой и правой стороне.

А теперь прочтем еще раз слова: “Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал для научения их” (24:3-12).

Как мы выяснили, в этих словах подразумевается вся Тора - и Письменная и Устная. Но при этом уместно отметить, что этой полноте духовного наследия еврейского народа предпосылаются две Скрижали, т.е. Десять заповедей.

И это тоже, по-видимому, не случайно. Десять заповедей воспринимаются традицией не просто как часть Письменной Торы, это некоторая прото-Тора, из которой рождается все дальнейшее.

Тем самым две Скрижали создают пару с двумя Торами - Письменной и Устной, прообразуют две эти Торы. 

Тора, 6, 5, 4, 3, 2, 10

Previous post Next post
Up