Шрейдер Ю.А. Этика.

Nov 07, 2008 09:03



ПРИНЦИП СОЧУВСТВИЯ

ЭТИКА И ПРАКТИКА  (часть 2.)

Этический подход А. А. Любищева получил глубокое развитие в трудах другого биолога - Сергея Викторовича Мейена (1935- 1987), выдвинувшего новый этический принцип, который он назвал «принципом сочувствия». Суть этого принципа состоит в том, что взаимодействие между людьми требует отнюдь не только понимания четких оснований их рассуждений. Очень часто таких оснований нет вообще, ибо первоначально точка зрения человека (в том числе ученого) основывается лишь на смутных чувствованиях слабого отсвета истины.

Если попытаться за этого человека сформулировать посту­латы, на которых зиждется его точка зрения, он, скорее всего, сочтет их искажением или профанацией своих расплывчатых ин­туиции. Нужно нечто другое - почувствовать тот проблеск истины,
который ощущает этот человек, разделить его чувства, встать в позицию со-чувствия.


В статье «Принцип сочувствия» С. В. Мейен писал: «Надо мыс­ленно стать на место оппонента и изнутри с его помощью рассмотреть здание, которое он построил». Эти слова - вывод "из многолетнего опыта научных занятий. Мейен был признанным классиком в палеоботанике - науке об ископаемых растениях. В теории эволюции он решительно выступал против абсолютизма дарвиновской концепции естественного отбора. Он считал себя учеником А. А. Любищева и фактически продолжил его критический анализ эволюционных теорий. Этот опыт убедил его в том, что ученые часто не готовы воспринимать другие научные концепции отнюдь не из-за недостаточной их аргументированности, а по причине несоответствия исходных установок.

Дарвинисты не принимают доводов сторонников целенаправ­ленной эволюции в духе Л. С. Берга, А. А. Любищева или С. В. Мейена ввиду того, что видят в них отказ от традиционных материалистических воззрений. Характерно, что в спорах лысенковцев с «менделистами-морганистами» или безграмотных души­телей квантовой физики с ее защитниками обе стороны пытались доказать, будто они и являются подлинными материалистами. Иде­ологические установки рассматривались как нечто стоящее выше любых научных аргументов. И это относится не только к старо­давним временам.

Принцип сочувствия Мейена отстаивает суверенность науки - её принципиальную готовность не считаться с иде­ологическими догмами как внешними по отношению к науке, так и развиваемыми в форме идеологии определенных научных школ. С. В. Мейену пришлось на собственном опыте ощутить, какую роль играют предубеждения, мешающие воспринять точку зрения инакомыслящих. Но без такого понимания путь к научной истине перекрывается заранее принятыми убеждениями, полагаемыми бо­лее значимыми, чем любая личная творческая мысль, которая заранее обязана втискиваться в жесткие рамки господствующих доктрин.

Принцип сочувствия требует внимательного отношения к рассуждениям оппонента и его исходным установкам. Важно по­нимать, что в науке всегда остается зазор между тем, что более или менее достоверно установлено, и реальностью. Этот зазор создает условия для проявления свободы мысли и нравственного выбора. В науке, как и в жизни, живая мысль важнее любой догмы, а ценность человеческой личности выше абстрактной идеи.

Идея, Шрейдер Ю.А., Этика, Истина, Догма, Предубеждение, Реальность, Жизнь, Чувства, Свобода, Мысль, Человек, Нравственность, Внимательность, Инакомыслие, Сочувствие, Выбор

Previous post Next post
Up