Шрейдер Ю.А. Этика.

Nov 03, 2008 07:59


 ПРИОРИТЕТ ДУХОВНОГО

Духовные ценности выше материальных в силу их связи с бытием более совершенным, чем бытие материального мира. Именно поэтому этика ставит моральное благо выше любых есте­ственных благ, имеющих в конечном счете материальный источник. Моральный закон может регулировать поступки лишь на основе признания приоритета духовного над материальным как прин­ципа устройства действительности. Тем самым этика не может подчиняться экономике, а сознание - общественному (социально-экономическому) бытию. Признание противоположного означали   бы отказ от приоритета духовных ценностей, что ведет к подавлению человеческой природы в угоду низшим инстинктам, на которые опираются многие идеологические фетиши. Однако соблазн мате­риальных благ силен и часто заставляет человека предпочесть материальные интересы духовным. Религиозная практика вырабо­тала методику защиты от этой опасности, которая называется аскезой.

Аскеза состоит в усилиях восстановить действительную иерархию ценностей путем ограничения собственных стремлений к материальным благам. При этом ощущение духовных ценностей становится более ярким и отчетливым. Аскеза не есть «бегство» от жизни. Наоборот, она призвана обеспечить подлинную полноту жизни и аутентичное переживание ценностей в их действительной, а не кажущейся иерархии. В сущности, только реалист способен всерьез заниматься аскетической практикой. Если аскеза восста­навливает правильное соотношение духовного и материального, то смирение восстанавливает истинную гармонию в мире духовных ценностей, не дает поставить интерпретацию духовных явлений над самими явлениями. Смирение как установка играет фундамен­тальную роль в человеческой нравственности, но эта установка абсолютно неприемлема для утилитаризма и вообще для утили­тарного мышления. Очень ярко идея смирения выражена в требо­вании К. С. Станиславского к актеру: любить «искусство в себе, а не себя в искусстве».

Реалистическая этика рассматривает человека как общественное существо и придает большой вес проблеме общественного поведения человека. Политика рассматривается как эти­ка коллективной жизни, т. е. феномен, основанный на этических началах. Реалистическая этика не замыкает человека в пределах его персональной активности, направленной на личное нравственное совершенствование. Наоборот, именно этический реализм требует учитывать полноту действительности, в поле взаимодействия с которой осуществляются этически существенные акты, т. е. поступ­ки. Тем самым этика обязана включать и этику коллективной жизни, т. е. включать в поле зрения политику. В настоящем курсе лекций этот круг проблем специально не рассматривается. Мы ограничимся лишь краткими замечаниями.

В отличие от социалистической этики, обрекающей личность на подчинение обществу (по сути дела и человек, по Марксу, есть совокупность общественных отношений и тем самым собственным бытием не обладает), реалистическая этика подходит к обществу с моральными критериями защиты прав личности. По этим кри­териям допустимым является только то социальное устройство, которое на деле признает полноту бытия каждой личности, обес­печивая свободу и справедливые условия существования для каж­дого члена этого  общества. Что же касается личности, то ее нравственное совершенствование подразумевает исполнение обяза­тельств, вытекающих из занимаемого в общественной структуре положения, в соответствии с моральными требованиями. Реалисти­ческая этика отнюдь не рекомендует человеку ради достижения счастья отказываться от общественных или политических обязан­ностей (как рекомендовал Эпикур) и не разводит этику и соци­альную практику в той мере, как это делает этическая система И. Канта.

Реалистическая этика в этом вопросе следует традиции Ари­стотеля, в которой этика и политика связаны самым тесным образом.

Аскеза, Благо, Мир, Шрейдер Ю.А., Обязанности, Этика, Политика, Община, Духовность, Общество, Сознание, Жизнь, Свобода, Смирение, Человек, Нравственность, Ценности, Материя

Previous post Next post
Up