Sep 29, 2015 12:37
Шехина - понятие многогранное. Наиболее функционально, на мой взгляд, такое ее определение: это - ощущение (внутреннее осознание) присутствия Всевышнего.
При этом, речь не обязательно идет о субъективном ощущении. Скорее - о потенциале ощущения.
Более того. Понятие Шехина относится не только к человеку, который способен ее ощущать. Любое явление духовных миров имеет Шехину. Поэтому можно сказать, что у каждого явления духовного мира есть «тело» (само это явление) и «душа» - шехина, ощущение, осознание того, что оно - творение Всевышнего.
Слово шехина восходит к корню, состоящему из трех букв:шин, каф, нун.
Первая буква корня - шин - по своему графическому начертанию напоминает три ветви, исходящие из одной точки. И числовое значение слова - 300, что свидетельствует о высшей (сотни) степени стабильности (таково значение числа «3»).
Вторая буква - каф, сама по себе, в переводе означает - «ладонь». Третья - буква нун («женская» буква) указывает на признание какого-либо явления. Символический смысл этих двух букв, вместе взятых - «признание, что все на ладони Всевышнего».
Таким образом от корня, состоящего из букв шин, каф,нун, образуются слова, в том числе - Шехина, относящиеся к категории, выражающей признание неизменности и вездесущности проявления Творца.
От этого же корня происходит и слово Мишкан - переносной Храм, который «сопровождал» евреев в годы их странствий по синайской пустыне и существовал до строительства Иерусалимского Храма.
Нарушая законы Всевышнего, человек (своими неправильными действиями) разрушает ощущение неизменности, вездесущности Воли Творца. Иначе говоря - он «прогоняет» Шехину, «прогоняет» ощущение Всевышнего. И еще можно сказать так: своими неправильными действиями человек как бы отделяет от Творца (который существует независимо от поведения людей) ощущение Его присутствия - Шехину.
И, наоборот: каждое действие, согласующееся с Волей Творца, ведет как бы к «воссоединению (на иврите -йихуд)» Всевышнего со Шехиной.
В историческом контексте существования всего еврейского народа получаем такую картину: если в поведении народа качественный перевес имеют негативные поступки, они «прогоняют» Шехину в духовных мирах, а результатом этого в нашем мире становится наше изгнание - галут.
Если же в поведении всего народа качественный перевес получают поступки положительные (которые увеличиваютйихуд Всевышнего и Шехины), наступает конец галута, активизируется процесс возвращения - и на земном уровне и на уровне духовных миров.
Когда процесс возвращения завершится, и в каждом духовном явлении будет происходить полный йихуд (то есть, в любом явлении будет ясно осознаваться егошехина), мир перейдет в состояние Седьмого тысячелетия...
Обо всем этом говорится в высказываниях наших Учителей, в частности - в книге Зоѓар (например, в главах к разделу Терума и к разделу Ки Теце) и в книге ТикунейЗоѓар (в разделе 21).
А теперь - о том, что Вы называете «Богоявлением». В контексте нашего мировоззрения это понятие следовало бы назвать так: «явное (или - явственное) проявлениеШехины».
В таком состоянии находился, например, Адам. Или - Ноах. Постоянно - Авраам и Моше Рабейну. Уникальность события у горы Синай (о чем Вы и спрашиваете) - в том, что тогда в состоянии «проявления Шехины» находился весь народ - мужчины, женщины, дети.
После разрушения Первого Храма Шехина ушла в галут, и поэтому того, что Вы называете «Богоявлением», с тех пор (уже более 2400 лет) не было.
Оно вернется, когда духовная работа нашего народа приведет к восстановлению йихуда, о котором говорилось в первой части ответа.
Автор текста Элиягу Эссас
27.08.03
Шхина