ЧЕЛОВЕК КАК ВЕДУЩАЯ СИЛА МИРОВОЙ ДРАМЫ ИЛИ КАК ПОЛЕ БОРЬБЫ ВЫСШИХ СИЛ
Существует один теологический вопрос, на первый взгляд, не столь важный, но при дальнейшем углублении оказывающийся очень существенным для понимания человеческой психологии. В этом вопросе иудаизм и христианство также радикально расходятся, и в его свете весьма характерно вырисовываются их основные различия. Речь идет о свободе воли ангелов.
В любом христианском тексте, в котором упоминаются ангелы (или их падший вариант - демоны), они не только мыслятся как наделенные свободной волей, но в этом качестве даже как бы превосходящие человека. Представление это восходит к самым истокам христианства и не претерпело никаких изменений на протяжении всей его истории.
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" - утверждается в Новом Завете (1-е Послание Иоанна, 3:8).
Вот что говорит о демонах православный духовидец Серафим Саровский:
"Они гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильной их ненависть против Божия творения; но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу".5).
На теологическом уровне эти представления оформлены следующим образом:
Зло имеет своим началом грех одного ангела, Люцифера. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха - гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожанию по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха- это жажда самообожания, ненависть к благодати, ибо бытие его создано Богом; мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, силится хотя бы исказить его (то есть разрушить человека изнутри, совратить его). Драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими6),-
и последним не остается ничего, кроме как пытаться завоевать человека.
В иудаизме мы имеем совершенно иную теологическую картину: именно падение человека, этого единственного из всех сотворенных существ носителя Божественного богоподобия, повлекло за собой падение всего остального мира (в частности, даже земли, ставшей, как говорится в Талмуде, вследствие этого производить также и паразитов). Иудаизм отнюдь не считает, что драма первоначально разыгрывается на небе с тем, чтобы впоследствии перекинуться на землю; напротив, она возникает именно на земле и с земли достигает небес.
Непослушание человека разрушило его собственную цельность, разрушило мир (который есть проекция человека) и даже, согласно Каббале, привело к повреждению высших Божественных миров, что выразилось в возникновении в них категории "гнева". Именно отторжение гнева, отчуждение качества строгого суда привело к возникновению того, что именуется в Каббале "левой стороной" - демоническим миром. Что же касается образа "Змея", он же Сатан, он же ангел смерти, - то это есть ничто иное, как дурное побуждение внутри самого человека. Это "побуждение ко злу" внутри человека создано Богом (а вовсе не является результатом "бунта против Бога", "непослушания ангела" и т.п.), и оно создано Им для того, чтобы человек действительно имел Свободу выбора - ибо если бы не было в человеке равновесия побуждения к добру и побуждения ко злу, то человек не был бы по-настоящему свободным, а в этом случае все Сотворение Мира потеряло бы смысл.
В иудаизме ангелы вообще и сатан в частности мыслятся, (в отличие от человека), как существа совсем не наделенные свободой воли. Это всего лишь орудия Бога, орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов. В частности, миссия Сатана - осуждать человека, т.е. провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению, и отмечать грехи. Сатан выступает на Божественном Суде как обвинитель человека перед Богом (т.е. как небесный прокурор, необходимая часть правильного судопроизводства), но отнюдь не как независимый судья, и совсем не как противник Бога, облеченный хоть какой-либо самостоятельной властью.
В христианстве существует однозначное представление о том, что ангелы сотворены по образу и подобию Божию. "И поэтому прежде всего достоин исследования следующий вопрос: почему Бог не назвал "сотворенными по образу и подобию Своему" разумных, невещественных, небесных и близких к Нему ангелов? Ведь они в куда большей степени, чем человек, обладают началом самовластным и царствующим над всей землей и над самим человеком,"- пишет преп. А.Синаит7). Ответ христиан (гласящий, что в образе человеческой семьи воспроизводится образ Троицы) в данном случае не столь важен для нас, как сам вопрос. Ведь вопрос этот свидетельствует о безусловной христианской убежденности в сотворении ангельских сил именно по образу и подобию Бога.
Иудаизм же видит ситуацию совершенно иначе: он исходит из того, что во всем мироздании один только человек создан по образу и подобию Бога, только человек обладает свободой выбора, что же касается ангелов, то это всего лишь подчиненные существа, созданные для выполнения определенной функции, и они, будучи абсролютно послушными "компьютерами", в точности выпролняют то, что Бог поручает им.
У этой проблемы есть не только теологический, но и психологический аспект. Различие между иудаизмом и христианством во взглядах на свободу воли ангелов есть, по сути, различие во взглядах на роль человека в космосе, различие во взглядах на ответственность человека.
Христиане часто говорят о своем духовном совершеннолетии, о своей духовной свободе, упрекая иудеев в их якобы рабской покорности Закону, в их недостойном взрослого человека "хождении на помочах мелочных предписаний".
Однако то, что мы только что увидели, говорит как раз об обратном. Позиция иудаизма, согласно которой именно человек и только человек сотворен по образу и подобию Бога, только он ответствен за царящее в мире зло, - представляется позицией существенно более взрослой, нежели христианская, приписывающая происхождение зла не самому человеку, а принципиально иному существу- ангелу, делающая человека не ведущей силой мировой (космической) драмы, а всего лишь полем борьбы высших сил и этим уменьшающая его личную ответственность за пути развития мироздания.
Возвышенное изречение Достоевского: "Бог и дьявол воюют, а поле брани - сердце человека" - в свете еврейских представлений звучит скорее как лакейское сетование: Паны дерутся, а у холопов чубы трещат
Христиане любят повторять, что они в своем служении руководствуются сыновними мотивами, в то время как иудеи, якобы, рабскими. Но вера христиан в богоподобие ангельских сил, одно лишь их согласие с тем, что они сами - не первородные дети и что над человеком стоят собственно "Сыны Божии" (это библейское словосочетание всегда понимается христианами как относящееся к ангелам, а евреями - как относящееся к людям), сообщает этому христианскому сыновству довольно-таки двусмысленный оттенок.
По меньшей мере это сыновство представляется не достигшим совершеннолетия. Ведь несовершеннолетнего сына отличает от совершеннолетнего не какая-либо ущербность в достоинстве, но ограниченность ответственности. (В нашем случае- перекладывание ответственности с человека на падшего ангела.)
Согласно христианскому мировосприятию, за царящее в мире зло в основе своей отвечает не человек, а дьявол, который первый согрешил. Или точнее, человек отвечает только за себя, но не за все мироздание. В системе же иудаизма среди Божьих творений не существует никого важнее человека. Талмуд утверждает, что каждый человек должен говорить, что ради него создан мир, - то есть он сам отвечает за весь мир. Именно такое восприятие мира дает евреям возможность ощущать себя совершеннолетними сынами Всевышнего - сынами, которые принимают соучастие в творении.
(Более того, как мы уже отмечали, в иудаизме отношения человека с Богом уподобляются не только сыновьим, но и супружеским. Представление об Израиле как о супруге Всесвятого присутствует в иудаизме со времен пророков; это особо подчеркнуто в книге пророка Хошеа (Осии) и впоследствии занимает в Каббале центральное место.)
Таким образом, уровень возложенной на человека ответственности в иудаизме и в христианстве представляется различным. Ответственность христианина - это ответственность несовершеннолетнего ребенка, ответственность еврейского народа - это ответственность супруга. Первому родители склонны прощать многое, порой слишком многое (а именно так настраивает человека христианство); супруги же делят ответственность поровну... С точки зрения христианина, "драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле" (Лосский), так что хотя у людей, разумеется, тоже начинают трещать чубы, но не в их власти определить исход драмы, или, если угодно, панской драки. С точки зрения еврея, "именно на земле решается судьба Бога" (Мартин Бубер).
Мидраш говорит о том, что ангелы кланялись человеку (Берешит Рабба 8, 9): "Когда Господь Пресвятой создал первого человека, ангелы служения ошиблись и пытались называть его [человека] Пресвятым. На что это похоже? На царя и его наместника, которые ехали в колеснице. Граждане желали приветствовать царя и кричали Государь!, но не знали, кто из них царь". Таким образом, человек был настолько велик по сравнению с ангелами, что те ошиблись и приняли его за Бога! ____________________________
1) Католическое учение об искуплении первородного греха через крещение сформулировано, в частности, в Декретах Трентского Собора католической церкви (1545 г.): "Поскольку грехопадение вызвало потерю праведности, впадение в рабство к дьяволу и гнев Божий, и поскольку грех первородный передается по рождению, а не подражанием, - все, что имеет греховную природу, и всякий, являющийся виновным в первородном грехе, может быть искуплен крещением." Подобную концепцию демонстрирует и Православный Богословский Энциклопедический Словарь (СПб, 1992, стр. 1792): "По учению церкви, крещение изглаживает в человеке Первородный грех, унаследованный от прародителей, освобождает человека от вины перед Богом. Несмотря на это, следствия Первородного греха, а именно: наклонность ко злу, болезни, смерть - не могут быть уничтожены таинством крещения. Учением о Первородном грехе обосновывается необходимость Искупления."
2) Эта концепция ярко проявляется, например, в Божественной комедии Данте, где изображено, как праведники древности попадают в Ад (хотя и в первый круг, самый легкий), потому что они жили до Иисуса и в связи с этим не могли очиститься крещением от первородного греха.
3) Даже само название этого догмата в христианстве - догмат о непорочном зачатии - подразумевает, что всякое другое (т.е. обычное) зачатие содержит в себе элемент порока.
4) та глава написана А. Барацем.
5) Откровения преп. Серафима Саровского, Париж, 1932.
6) В. Н. Лосский, Догматическое богословие, М., 1991, стр. 252.
7) Преп. Анастасий Синаит, Об устроении человека по образу и подобию Божию, Париж, 1990, стр. 304.
http://www.machanaim.org/philosof/chris/3.htm