Шрейдер Ю.А. Этика.

Oct 09, 2008 08:35


1.  РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА И ГУМАНИЗМ

Религиозная этика придает большой вес обязательствам человека перед самим собой, подчеркивая его обязанность восстановить пол­ноту собственной сущности, реализовать собственную личность в ее первозданной целостности.

Между тем, «что я есмь», и тем, «чем я должен быть», проходит линия напряжения. Именно с ней связаны усилия вы­полнить моральный долг перед самим собой. Разум помогает че­ловеку определить, в чем состоит этот долг, воля побуждает его исполнить. С религиозной (монотеистической) точки зрения чело­веческая воля испорчена грехопадением. Способна ли испорченная воля человека к усилиям для исполнения нравственного долга? Протестантские вероучения считают разум и волю человека по­врежденными настолько, что их не исправить никакими добрыми делами - спасение человека как бы не зависит от его личных усилий. Православное и католическое учение о человеке исходит из представления о соработе человеческих воли и разума с Боже­ственной энергией и благодатью. Согласно этому воззрению бла­годать прививается к тому здоровому и творческому, что сохранилось в природе человека, и высвобождает силы, которые подспудно в ней таились. Так происходит соработа человека и благодати, возникает синергия, направленная на исцеление и вос­полнение человеческой природы.

Характерно, что человек обычно оправдывает свои нарушения долга слабостью или испорченностью собственной природы, которую он рассматривает как источник соблазнов и злых склонностей. Психоанализ утверждает человека в этом, указывая ему источник дурного воздействия в глубинах его подсознания, а марксизм - в социальных условиях. Религиозная этика исходит из более опти­мистической оценки человеческой природы, считая человека спо­собным преодолеть соблазны и дурные склонности. Не исключено, что желание увидеть в объективных обстоятельствах непрео­боримый источник зла и соблазна порождено неосоз­нанным стремлением уклониться от обязанности исполнения законов собственной природы путем фактического их отрицания, избежать ответственности за совершаемое зло.

Однако человек не игрушка в руках слепых природных сил, действующих в нем самом, но существо, призванное творить самого себя и сознавать свои возможности совершенствования. У бегая от законов собственной природы, человек убегает от соб­ственной личности и допускает отчуждение этой личности госу-

дарством или обществом. Реалистическая этика считает, что такое отчуждение противоречит реальной сущности человека и может быть преодолено. Религиозная этика подчеркивает необходимость для такого преодоления взаимодействия человеческих усилий и благодати. Религиозная этика может быть естественно выражена в категориях реалистической этики при соответствующем понима­нии реальности. Человека религиозного реализм в этике заставляет считаться с высшей реальностью как источником законов природы, в том числе и человеческой. Тем самым человек признает допу­стимость принятия моральных норм сверхъестественного происхож­дения как выражающих высший уровень действительности.

Отчуждение, Дела, Шрейдер Ю.А., Грех, Этика, Творчество, Разум, Совершенствование, Мораль, Реальность, Исцеление, Здоровье, Гуманизм, Спасение, Воля, Зло, Долг, Энергия, Природа, Благодать, Человек

Previous post Next post
Up