Вернемся к образу Ноаха. Что он из себя представляет? Рассмотрим стихи Торы (6:9-10), в которых описан Ноах: "Вот родословие Ноаха. Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих. С Богом ходил Ноах". В описании же Авраама (17:1) сказано иначе: он должен "ходить перед Богом".
В чем разница между тем, что человек ходит "с Богом", как сказано про Ноаха, и тем, что человек ходит "перед Богом", как сказано про Авраама? Мидраш понимает эту разницу следующим образом: Ноах "ходил с Богом, а не с людьми". Т.е. он жил замкнуто, отдельно от людей, не общался со злодеями своего поколения. Ноах "сидел в своем углу" и был там "с Богом". "Праведный и непорочный в поколениях своих", он выполнял все "от точки до точки" - но не более того.
Однако, хорошо ли это? Оказывается, нет. В отличие от Авраама, который "шел перед Богом", исправлял мир, Ноах "ходил рядом с Богом", он не занимался внешним миром, а занимался своей собственной, личной
праведностью. Еврейская традиция не только осуждает его за это, но имеет для такого сорта праведников специальное наименование - он называется "праведник в шубе". Традиция выделяет два типа праведников, приводя следующий образ: если собрались люди и им холодно, то человек может поступить двумя путями: он может развести костер, и тогда не только ему будет тепло, но и всем; либо же он может сам надеть шубу, и тогда ему будет тепло, а всем остальным будет все так же холодно. Идишское выражение "Цадик им пельц" - "праведник в шубе", означает праведника, который отделился от мира, "надев шубу". Ему хорошо, он все делает правильно, все заповеди он сам соблюдает. Более того: если к нему кто-нибудь обратится за помощью, то он, да, поможет, но по собственной инициативе помогать окружающим исправить свою жизнь он не будет. Таков образ Ноаха.