Oct 01, 2008 09:28
1. ПРИНЦИП СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Очень важно обратить внимание на онтологические и гносеологические основания реалистической этики, важные для понимания ее отношения к иным этическим системам. Эти основания трактуются в духе философского реализма св. Фомы Аквинского, полагающего, что каждое бытие имеет свою сущность - то, чем она действительно является (ее «чтойность»). Именно сущность определяет все качества бытия, его признаки или характеристики. Сами по себе эти признаки не могут находиться в отрыве от бытия или действовать сами по себе.
В противоположность своим качествам, или (как принято говорить в томизме) акциденциям, бытие является субъектом существования и действия. Именно в действии проявляется его природа и открываются его потенции. В деятельности актуализируется сущность бытия, в ней возможности становятся действительностью. Бытие в действии является в большей мере собой, реализует себя в максимальной полноте. Это в первую очередь относится к человеку. Благом служит то, что побуждает человека к деятельности, pacкрывающей его потенции к совершенствованию, к самостановлению.
Но чтобы стать собой, данное действующее бытие должно разными способами взаимодействовать с иными бытиями по мере возможностей своей природы и в соответствии с ограничениями природы того, с кем оно призвано взаимодействовать. Принципиальным здесь оказывается признание способности человека познавать не только признаки или отдельные черты иного бытия, но и саму сущность этого бытия. Это бытие оказывается для него целью и благом в той мере, в какой оно содействует его совершенствованию. В этом смысле благом оказывается и здоровье, обеспечивающее физические возможности действия, и благополучие, и облегчение страданий, концентрирующих на себе душевные силы, и многое другое. Но лишь моральное благо позволяет улучшать самую суть человека, через него человек становится лучше как человек (а не просто здоровее, умнее или счастливее). Только нравственное совершенство придает смысл всем остальным видам совершенства и позволяет обосновать разумный выбор между частными благами. Так, здоровье есть благо в той мере, в какой оно
дает силы для нравственной жизни, а не концентрирует на себе самом все усилия и помыслы. Сохранение жизни есть благо, но не тогда, когда человек жертвует жизнью ради высокой духовной цели. Способность разума постигать сущности позволяет опираться на него при оценке того или иного блага и правильности его выбора. Разум оценивает реальную сущность выбираемого, а не его формальные признаки. Вот почему моральные нормы в реалистической этике не могут быть сформулированы как набор рекомендаций или запретов, опирающихся на те или иные признаки этической ситуации. Именно поэтому разум не может быть ориентирован эгоцентрически, ибо такая ориентация могла бы только обесценить человека, помешать его нравственному совершенству в контексте миропорядка и исказить его отношение к ценностям, которые ему приходится выбирать.
Разумеется, суждения и выборы, осуществляемые на основе
разумного постижения сущности окружающего бытия, могут быть
лучше или хуже в зависимости от того, насколько проницателен
данный конкретный человек. С точки зрения христианской религии
разум, просвещенный верой, наделен сверхприродным пониманием
действительности, т. е. лучше способен определять основы пове-
дения в свевете Божественной благодати.
Благо,
Жизнь,
Цель,
Христианство,
Шрейдер Ю.А.,
Этика,
Благодать,
Человек,
Мораль,
Духовность